СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ФИГУРЫ и прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К фигурам относятся:

Инверсия — расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок, с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случай­ный, Жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин.)

Анафора — повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Поза­быв вчера (К. Симонов).

Эпифора — повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом (М. Светлов).

Композиционный стык — повтор, когда новое высказыва­ние начинается с того же, чем оканчивается предыдущее: Дети никогда не бывают виноваты виноваты всегда взрослые.

Параллелизм — параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, осно­ванная на одинаковом синтаксическом построении предложе­ний: Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцве­тали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чем-то бы я не тужила (народн. песня). Художественный эффект параллелиз­ма часто усиливается лексическим повтором:Гляжу на будущ­ность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской (М. Лермонтов).

Антитеза — резкое противопоставление понятий, мыслей, образов:Белый ест ананас спелый, черный гнилью моче­ный. Белую работу делает белый, черную работу черный (В. Маяковский). Обычно антитеза основывается на употреб­лении антонимов: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов.)

Градация — последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени(Л.Н. Толстой); Присягаю ленинградским ра­нам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О. Берггольц).

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа, ут­верждение или отрицание, выраженное в форме вопроситель­ного предложения:Доколе, счастье, ты венцами Злодеев бу­дешь украшать? (М. Ломоносов);Богатство хорошо иметь; Но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков.)

Риторическое восклицание — восклицательное предложе­ние, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы! (А. Толстой.) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения:Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин.)

Бессоюзие — построение предложения, при котором одно­родные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов, фигура, придающая речи динамичность, насыщенность. Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет (А. Пушкин). Противоположно многосоюзию.

Многосоюзие — повтор союза, ощущаемый как избыточ­ный и употребляемый как выразительное средство, обыч­но — в положении анафоры. И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин).

Период — длинное, многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонацион­ным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идет с нарастающим повышением интонации, затем — разде­ляющая значительная пауза, и во второй части, где дается вы­вод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь до­машним кругом я ограничить захотел, Когда б мне быть от­цом, супругом приятный жребий повелел, Когда б семейст­венной картиной пленился я хоть миг единый, то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной (А. Пушкин).

Парцелляция — художественный прием, состоящий в рас­членении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчлене­ние графически отображается с помощью точек. Парцелля­ция имитирует разговорную речь. Например:Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на формен­ное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не ста­рый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В рус­ских сапогах (М. Зощенко).

Кроме того, авторы тестов рассматривают в качестве выра­зительных средств такие синтаксические конструкции, как ряды однородных членов, обособленные члены предложения (обособленные определения, обстоятельства, приложения), вводные конструкции.

К выразительным средствам фонетики относятся:

Ассонанс — повторение в художественном тексте одинако­вых или похожих гласных, которое служит для создания зву­кового образа:Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов).

Аллитерация — повторение в художественном тексте со­гласных, создающих звуковой образ: Довольный празднич­ным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Моро­зом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин).

Звукоподражание — передача слуховых впечатлений сло­вами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Баль­монт).

При анализе художественного текста пригодится знание и этих терминов:

Афоризм — краткое, меткое и обычно образное изречение, близкое к пословице. Мысль изреченная есть ложь (Ф. Тютчев).

Аллегория — иносказательное изображение отвлеченных понятий при помощи художественных образов. (Когда гово­рится об одном, а подразумевается другое.) Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные а все-таки цари (А. Грибоедов).

Притча — бытовая история, рассказ об обычных событиях из жизни людей, имеющий иносказательный нравоучитель­ный характер (евангельская притча).

Эпиграф — цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия произведения перед текстом, которая помогает пра­вильно понять основную мысль текста.

Упражнение 1. Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский). 2. Литей­ный залили блузы и кепки (В. Маяковский). 3. Редкая птица до­летит до середины Днепра (Н. Гоголь). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы (В. Маяковский). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен до­вольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь). 6. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. Пушкин). 7. Весной, что внуки малые, С румяным солнцем-дедушкой Играют облака (Н. Некрасов). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин). 9. Голова у Ивана Ива­новича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (Н. Гоголь). 10. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов). 11. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А. Пушкин). 12. Золотою лягуш­кой луна Распласталась на тихой воде (С. Есенин). 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне (С. Есенин). 14. Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин). 15. Природой здесь нам суждено в Ев­ропу прорубить окно (А. Пушкин). 16. Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский). 17. Догорит золотистым пламенем Из телесно­го воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенад­цатый час (С. Есенин). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои (Н. Некрасов). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов). 20. Почва такая хорошая, что если поса­дить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов). 21..И жаль зимы-старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин). 22. Зеле­ная прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляде­лась в пруд? (С. Есенин). 23. У Ивана Никифоровича <.> шаро­вары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением (Н. Го­голь). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из одной тюрьмы глу­хой По домам идет Европа, Пух перин над ней пургой (А. Твар­довский). 25. Телеграф охрип от траурного гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (В. Маяковский). 26. Много за жизнь повымел Вилли — одних пылинок целый лес (В. Маяков­ский). 27. Меж тем как сельские циклопы Перед медлительным огнем Российским лечат молотком Изделье легкое Европы, Бла­гословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин). 28. При од­ном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез! 29. Если Ваня разойдет­ся, ему море по колено. 30. Унылая пора! Очей очарованье! При­ятна мне твоя прощальная краса (А. Пушкин). 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (Ю. Олеша). 32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной ра­достью, что я остался жив (С. Есенин). 33. Прощай, немытая Рос­сия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ (М. Лермонтов). 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (А. Чехов). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (С. Есенин). 36. Я виды­вал, как она косит: Что взмах — то готова копна…

Упражнение 2. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок). 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в празд­ник горюет. 4. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет (В. Лебедев-Кумач). 5. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы? (А. Пушкин). 6. В простом углу моем, средь мед­ленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (А. Пушкин). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (Н. Некрасов). 8. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (А. Майков). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А погодушка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (А. Пушкин). 10. Полюбил ученый — глупую, Полюбил румяный — бледную (М. Цветаева). 11. Русь! Русь! Ви­жу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу: бедно, разбросано и неуютно в тебе. (Н. Гоголь). 12. Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н. Некрасов). 13. Милая, добрая, старая, неж­ная, С думами грустными ты не дружись (С. Есенин).

Упражнение 3. Определите, какие выразительные средства фонетики использованы как средства художественной выразительности в следующих пред­ложениях.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Пав­ших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Прово­жавших, вновь встречавших, Нам попить воды подавших, Помолившихся за нас (А. Твардовский). 2. Золото холодное луны, За­пах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ла­сковой страны (С. Есенин). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. Пушкин). 4. Задремали звезды золотые, За­дрожало зеркало затона (С. Есенин). 5. Вечер. Взморье. Вздохи ве­тра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуж­дый чарам черный челн (К. Бальмонт). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (А. Твардовский). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит; А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (А. Пушкин). 8. Я недаром вздрогнул. Не за­гробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разво­рачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (В. Маяковский). 9. Глаз ли померкнет орлий? В старое ль станем пялиться? Крепи у мира на горле пролетариата пальцы! (В. Маяковский).

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1.

1. Шутила зрелость, пела юность (олицетворение). 2. Литейный залилиблузы и кепки (метонимия). 3. Редкая птица (эпитет) до­летит до середины Днепра (гипербола). 4. А в двери бушлаты, ши­нели, тулупы(метонимия). 5. Дивно устроен наш свет. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить (литота); другой имеет рот величиною в арку главного штаба (гипербола), но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из кар­тофеля. 6. Утешится безмолвнаяпечаль (эпитет), и резвая (эпи­тет) задумается радость. Утешитсябезмолвная печаль, и резвая задумается радость (олицетворение). 7. Весной, что внуки малые (сравнение), С румяным (эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет.) Играют облака (олицетворение). 8. Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е. Шекспир) (перифраза), 9. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз (сравнение); голова Ивана Никифоровича — на редьку хвостом вверх (сравнение). 10. Каквыжженная палами степь (сравнение), черна стала жизнь Григория(метафо­ра). 11. Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна(оли­цетворение). На печальные (эпитет) поляны льет печально (эпи­тет) свет (метафора) она. 12. Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение)луна Распласталась (олицетворение) на тихой (эпи­тет) воде. 13. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом(эпитет) коне (метафора). 14. Нарядней модного (эпитет) паркета(сравнение) блистает речка, льдом одета (олицетворение). 15. Природой здесь нам суждено в Европу прору­бить окно (метафора). 16.Мы открывали Маркса каждый том, Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение). 17. Догорит золотистым (эпитет)пламенем Из телесного (эпитет) воска свеча, И луны часыдеревянные (эпитет) Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час (все предложение —развернутая метафора). 18. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи (отрица­тельное сравнение),Мороз-воевода (эпитет) дозором Обходит владенья свои(олицетворение). 19. «Это верно, что дорого», — вздыхают рыжие панталоны (метонимия). 20. Почва такая хо­рошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год выра­стет тарантас (гипербола). 21..И жаль зимы-старухи (эпи­тет), И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора). 22.Зеленая при­ческа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? (Метафора, олицетворение.) 23. У Ивана Никифоровича <.> шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строе­нием (гипербола). 24. На восток, сквозь дым и копоть, Из однойтюрьмы глухой (метафора, эпитет) По домам идет Европа (синекдоха),Пух перин над ней пургой (сравнение). 25. Телеграф охрип(олицетворение) от траурного (эпитет) гуда. Слезы снега с флажьих покрасневших век (метафора). 26. Много за жизнь повымел Вилли —одних пылинок целый лес (гипербола). 27. Меж тем как сельские циклопы (перифраза=кузнецы) Перед медлительным (эпитет) огнемРоссийским лечат молотком (ме­тафора) Изделье легкое Европы(перифраза=коляска), Благо­словляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза ирония). 28. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи. что я говорю! Реки, озера, моря, океаны слез(градация, ги­пербола). 29. Если Ваня разойдется, ему море по колено(лито­та). 30. Унылая пора! Очей очарованье! (т.е. осень) (перифраза)Приятна мне твоя прощальная (эпитет) краса. 31. Свет фонаря разбивался о прутья клеток и слетал неровными кусками (мета­фора).32. Кому сказать, с кем поделиться той грустной радо­стью (оксюморон),что я остался жив. 33. Прощай, немытая (эпитет) Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые (метонимия), И ты, им преданный(эпитет) народ. 34. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина(каламбур). 35. В первый раз я от месяца греюсь, В первый раз от прохлады согрет (оксюморон). 36. Я видывал, как она косит: Что взмах — то готова копна (гипербола).

Упражнение 2.

1. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (Эпифора.) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация). 3. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праз­дник горюет (антитеза). 4. Молодым везде у нас дорога, стари­кам везде у нас почет (антитеза). 5. О мощный властелин судь­бы (риторическое обращение)! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы (риториче­ский вопрос)? 6. В простом углу моем (инверсия), средь медлен­ных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель (инвер­сия). 7. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь (анафора, антитеза). 8. О! Как лег­ко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание). 9. Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится, А пого­душка свищет, гудит, Свищет, гудит, заливается (анафора, подхват, параллелизм). 10.Полюбил ученый — глупую, По­любил румяный — бледную (анафора, антитеза). 11. Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека, тебя ви­жу: бедно, разбросано и неуютно в тебе (риторическое воскли­цание, градация). 12. Плакала Саша (инверсия), как лес выру­бали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез(риторическое восклицание). 13. Милая, добрая, старая, нежная (градация),С думами грустными (инверсия) ты не дружись.

Упражнение 3.

1. Вспомним с нами отступавших, Воевавших год иль час, Павших, без вести пропавших, С кем видались мы хоть раз, Провожавших, вновь встречавших, Нам попить воды подав­ших, Помолившихся за нас(аллитерация). 2. Золото холодное луны, Запах олеандра и левкоя, Хорошо бродить среди покоя Голубой и ласковой страны (ассонанс). 3. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (звукоподражание).4. Задре­мали звезды золотые, Задрожало зеркало затона (аллитера­ция).5. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн (алли­терация). 6. Вот дождик вкрадчиво прокрапал (звукоподража­ние). 7. В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит (звукоподражание); А Петербург неугомонный Уж ба­рабаном пробужден (звукоподражание). 8. Я недаром вздрог­нул. Не загробный вздор. В порт, горящий, как расплавленное лето, разворачивался и входил товарищ «Теодор Нетте» (алли­терация).

25.10.2019 20:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!