СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финское образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финское образование - предмет зависти всего мира. Один из его идеологов - Паси Сальберг, профессор Гарварда, эксперт Всемирного банка, а ещё учитель математики и информатики, восемь лет проработавший в средней и старшей школе. 1 октября на конференции EdCrunch Паси провёл мастер-класс для директоров подмосковных школ. А «Мелу» рассказал о том, куда движется образование, и что домашние задания в Финляндии всё-таки есть.

О себе

Я рос в семье учителей и ходил в маленькую школу в деревне. Фактически я рос среди других учителей и учеников, они меня окружали - думаю, поэтому мой выбор профессии произошёл естественно. Мне всегда нравилось проводить время с детьми, я мечтал преподавать – и вот что из этого вышло.

Я учу математике и физике уже много лет, и мне нравилось время, когда было много детей, которые не любили эти предметы, не понимали их. Это было вызовом - добиться, чтобы дети пришли и сказали, что математика и физика теперь их любимые предметы. Если бы я мог, я выбрал бы таких вот «трудных» 13-14-летних мальчиков и девочек и занимался бы с ними математикой.

Паси Сальберг / Фото: Damir Klaic-Kljuc

Одна из ключевых фигур, повлиявших на мои взгляды, - советский психолог Лев Выготский. В основе финского образования лежит принцип командной работы и комплексного междисциплинарного подхода, которые во многом построены на его педагогических трудах.

О финской школе

В Финляндии у министра образования нет возможности напрямую влиять на то, что делают школы, потому что они находятся под опекой местных органов власти.

Обычно всех удивляет, что в Финляндии нет системы общего тестирования или единого экзамена в школах, только выпускные. Ещё есть вступительный экзамен после окончания старшей школы, но его пишут 19-летние ученики, которые хотят поступить в университет. Так что у нас действительно нет «культуры тестов».

Школьники чувствуют себя свободно, учителя не зависят от результатов экзамена, всем хорошо. Финны говорят: «Или мы готовим к жизни, или к экзаменам. Мы выбираем первое». Здесь учат размышлять и самим получать знания.

Всего в школе учатся 12 лет. Среднее общеобразовательное обязательное и состоит из двух ступеней: нижней (с 1-го по 6-й класс) и верхней (с 7-го по 9-й класс). В 10-м, дополнительном и необязательном классе, можно улучшить оценки. После него есть два пути: поступить в профессиональный колледж или продолжить учёбу в лицее, это 11–12-е классы в общем понимании.

Существует миф, что в финской школе не задают домашних заданий. Это неправда

В младшей школе их просто гораздо меньше, чем в других странах. Но уже в средней ученики, которым 13–15 лет, получают домашнее задание каждый день. А в старшей школе у нас задают даже слишком много, как выяснилось из опросов учеников. Особенно жалуются девочки, которые относятся к учёбе серьёзно.

Вообще, принципы учёбы в Финляндии отличаются для детей разного возраста. Увеличивается не только объём домашней работы. В старшей школе становится больше персональных планов обучения, поэтому ученики могут составить программу из предметов, которые им интересны и с разными уровнями сложности.

Когда мы составляли эту программу, мы хотели быть уверены, что у детей будет возможность поступить в хорошие вузы, на хорошие программы. Так что учёба в старшей школе очень похожа на университетскую.

У нас нет национальных стандартов, которые определяют программу обучения или нормативы, что ребёнок должен знать и уметь. Я думаю, что дело в высоком уровне образования учителей. Так называемые стандарты - одна из их задач: дело преподавателя - ставить цели и планировать программу, по которой будут учиться именно в этом классе. У нас скорее есть что-то типа международных рамок, в которых мы работаем. Звучит это примерно так: каковы цели преподавания математики в школе? Дальше дело учителя, опираясь на эти рекомендации и на специфику учеников, решить, что они должны уметь и знать.

О всеобщем равенстве

Все школы равны: нет элитных и отстающих. Родители отдают детей просто в ближайшую. Все предметы равны: математика не важнее искусства. Классы с одарёнными детьми формируют только по увлечению рисованием, музыкой и спортом. Все родители равны: учителям запрещено раздавать в школе анкеты с указанием места работы мамы и папы.

Все ученики равны: классы не делят по способностям к учёбе. Сравнивать учеников друг с другом запрещено. Дети - как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей - учатся вместе со всеми, как и дети в инвалидных креслах. В обычной школе могут быть классы для учеников с заболеваниями зрения или слуха.

Все учителя равны: от преподавателей труда и физкультуры до физиков и математиков. Дети и взрослые общаются на равных

Обучение, обеды, экскурсии, музеи и внеклассная деятельность; транспорт, если ближайшая школа находится дальше двух километров; учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки - бесплатны. Собирать деньги с родителей запрещено.

Отмечу: некоторые ученики в финской школе действительно работают по персонализированным планам обучения. Пока среди них дети с особыми образовательными потребностями - более одарённые и талантливые ученики и те, кому нужна поддержка и помощь. Но почему-то весь мир считает, что каждый ученик в Финляндии идёт по собственному плану, а общих уроков нет, - это не так. Тренд на индивидуальное образование существует и, думаю, будет усиливаться, но пока это только дополнение к общему плану.

О будущем

Финская школа продолжает меняться. Система обучения с традиционными школьными предметами была хороша сто лет назад. Сегодня общая тенденция школьного образования, от начальной до старшей школы, - внимание к междисциплинарным предметам. Они совмещают несколько областей знаний. Вместо того чтобы учить историю, английский и математику раздельно, школьники больше времени уделяют изучению проектов, проблемам, разным темам в комплексе.

Например, так изучают СМИ, банковскую сферу, Вторую мировую войну (речь идёт о концепции phenomenon-based learning (PhBL), явление-ориентированном обучении. - Прим. ред.). Сложные явления, идеи, факты, события обсуждают сразу с нескольких сторон. Междисциплинарное обучение в школах Финляндии уже применяется - пока в виде отдельных проектов.

Мы пытаемся дать детям, даже в младшей школе, больше возможностей для того, чтобы они сами говорили, что их интересует, что на самом деле они хотят учить и как они хотят учиться. Это не значит, что дети будут изучать только то, что им хочется, но мы должны дать ученикам возможность высказываться по поводу того, что они делают.

В финской системе образования больше свободы и разумного отношения к учителям. Ключевое слово - доверие. В наших школах мы доверяем им гораздо больше, чем в других странах. В том числе их способности выбирать и адаптировать программу к потребностям ребёнка. Будущее – за возможностью учителей больше думать о том, что ученики изучают, чем о финальных тестах и экзаменах.

Категория: Всем учителям
07.05.2020 11:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП