СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
У 60% учителей наблюдаются фобии. Педагогические фобии многообразны, но о них стараются не говорить. Педагогическую фобию можно определить, как боязнь педагогических объектов, явлений или действий, приводящую к избеганию некоторых ситуаций, ограничению. При изучении литературы было выявлено более двадцати фобий, причинами которых являются педагогическая, организаторская, научная деятельность учителей.
Фобия ошибок и неудач. Учитель избегает ситуаций, в которых он должен признать или исправить свою ошибку.
Фобия превосходства учащихся. Возникает фобия несостоятельности - боязнь ситуаций, в которых обнаруживается его несостоятельность в каком - либо аспекте его профессиональной деятельности. Например, учитель просто не может установить дисциплину.
Фобия критики-мания судить. Педагог избегает ситуации открытой оценки собственных неверных действий учащимися не позволяет им открыто высказать свои претензии к нему. У него формируется фобия критикам.
Фобия юмора-мания строгости. Учитель избегает шуток над собой, боится решать конфликты с помощью юмора. Фобия юмора обычно соответствует мании строгости.
Фобия одаренных учащихся-эталономания. Некоторые учителя, обычно те, кто не являются творческими личностями, с опаской относятся к нестандартно мыслящим, одаренным школьникам, потому что боятся их превосходства, либо не знают, как устроить общение с ними, либо потому что такие дети не соответствуют мнению учителя об идеальном ученике. Тогда возникает фобия одаренных учащихся.
Фобия воспитания - учебомания. Все согласятся, что воспитание наиболее трудный процесс, чем учеба. Его сложней подчинить каким-то правилам или логике. Наверное, по этому многие учителя считают своей функцией обучающую, а воспитание вскладывают на плечи классных руководителей и родителей школьников. Зачастую это связано с фобией воспитания. Педагог боится воспитывать, так как считает, что не готов к этому. Может быть много оправданий («много нового материала-нужно успеть все дать», «воспитание-забота родителей, мое дело-учить.») Преувеличение значимости обучения в ущерб воспитанию приводит к учебомании. При этом учитель добивается или хочет добиться от учеников высоких знаний, игнорируя воспитание и все, что связано с ним.
Фобия преследования. Учитель постоянно ощущает себя преследуемым, обиженным, несчастным: любой детский проступок он расценивает, как личную обиду, считает, что ученики нарочно выводят его из себя.
Фобии индивидуальной работы с учащимися - колективомания.
В школе часты случаи, когда учитель предпочитает коллективные работы, и игнорирует беседы с глазу на глаз. Зачастую это связанно с отсутствием готовности учителя к индивидуальным формам занятия. Следствие этого-коллективомания, когда педагог работает только с коллективом в целом.
Фобия обратной связи. Педагог не устанавливает обратной связи с учащимися, не выясняет причин затруднения, и не корректирует свою деятельность.
Проведя анкетирование тридцати педагогов мы установили, что 60% опрошенных считают школьную фобию распространенным явлением современности, в то время как всего 40% в этом не уверены. 80 % педагогов на вопрос «испытывали ли Вы когда-нибудь фобии в образовательном процессе?» ответили – «Да» и 20% «Нет».
Таким образом, видно, что наши учителя с учетом их условий работы, также подвержены развитию фобий и их количество превышает школьные фобии.
© 2017, Альбицкая Нина Ефимовна 1110