СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Необходимым условием гармонического развития личности ребёнка является полноценность речевой деятельности. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с окружающими и нередко препятствуют успешному овладению познавательными процессами. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют усвоения чтения. Затруднения общения с окружающими формируется у детей, имеющих фонетико-фонеманические недоразвитие речи. Фонетика – фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.Р. Е.Левина [1] и В.К.Орфинская [3] на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояния фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, при глубоком фонематическом недоразвитии ребёнок «не слышит звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.При наличии большого количества дефектных звуков, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных (« качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:При наличии большого количества дефектных звуков, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных (« качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:При наличии большого количества дефектных звуков, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных (« качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:При наличии большого количества дефектных звуков, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных (« качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:При наличии большого количества дефектных звуков, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных (« качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
- нечеткое разделение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат);
-неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; затруднение при анализе звукового состава речи.
Т.Б.Филичева [5] указывает, что недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются:
- в выделении первого гласного, согласного звука;
- в подборе картинок, включающий заданный звук;
-в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
М.Ф.Фомичева [6] считает, что кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдается: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Ребенок в результате не опознает то или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Это приводит к неправильному восприятию слова. Такие недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. У детей с ФФНР наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению звукового анализа слов, что осложняет обучение чтению и письму. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической форм.
Особенности в протекании высших психических функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал, отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала.Таким образом, известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому профессором Р.Е. Левиной [1] был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. Этот принцип нашёл свою практическую реализацию в открытии логопедических групп. Задачи коррекционного обучения включают в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку детей к обучению в школе, т.е. усвоение элементов грамоты.Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.Н.Х.Швачкин [7], Г.М.Лямина [2] доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ звуковой структуры слова. В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа. Развитие
фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
Как известно, для развития письменной речи важное значение имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить при письме тот или иной звук буквой, необходимо не только выделить его из слова, но и обобщить выделенный звук в устойчивую фонему на основе его слухопроизносительной дифференциации. Умение выделять фонемы из слова и правильно их дифференцировать является одним из необходимых условий развития звукового анализа. Для правильного звукового анализа необходимо- умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его, выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием, по установлению последовательности звуков в слове. Формирование этого учебного действия происходит постепенно и требует от ребёнка активности и сознательности. Таким образом, умение свободно и сознательно ориентироваться в звуковом составе слова предполагает достаточный уровень развития фонематического представления у ребёнка и овладения определенным учебным действием.
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, то есть умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Дети с нарушениями речи нередко характеризуются нарушением внимания, пониженной познавательной активностью, замкнутостью, недостаточно сформированной игровой деятельностью и другими особенностями психического развития. На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи. Система обучения детей с ФФНР включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, и проводится по специальной коррекционной программе. Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми, является использование малых фольклорных форм. Под малыми фольклорными формами мы понимаем небольшие произведения народного творчества. чистоговорки, пословицы, сказки, скороговорки, загадки, потешки. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность, многократные повторы, присутствуют элементов волшебства. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги. Актуальность метода заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушенными фонетико-фонематическими процессами
Поскольку при обучении детей устной речи элементы сказки (многократные повторы, волшебство, говорящие животные) активно используются, поэтому сказка самое удобное средство для формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушенными фонетико-фонематическими процессами.
Русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.
Таким образом, работа со сказкой сказки предполагает восприятие сказки, проживание и переработку ее нравственного урока, включение творческого воображения ребенка по разрешению проблемной ситуации сказки и раскрытию предложенной педагогом темы в сказочной форме.. При помощи сказки создаются условия, постепенного и осторожного воздействия на ребёнка, страдающего речевым нарушением, что является основной задачей логопедического воздействия и способствуют гармоническому развитию личности. Так как, прежде чем ввести ребёнка в театрализованную деятельность сначала знакомят со сказкой, посредством беседы, рассказа, чтения, просмотра картинок, мини спектакля, затем чрез игру, театрализованную деятельность, изобразительную деятельность, дети учатся выражать определенных персонажей и озвучивать их.
Происходит взаимодействие зрительного, слухового и тактильного анализатора, что является необходимым условием для коррекционной-логопедической работы и является эффективным средством для формирования фонематических процессов, автоматизации звуков, развития мимики, интонации, расширения словаря и усовершенствования связной речи. Ведь когда ребёнок увлечен сказкой, не испытывает давления, сидя за партой, его желания помочь персонажу, при таких условиях можно вводить ребёнка со знакомством и характером звука и постепенно развивать фонематическое восприятие, автоматизацию звука, и естественно как следствие будет пополняться словарь и совершенствоваться связная речь. Таким образам, на основании сказанного можно сделать вывод:
Именно коррекционная-логопедическая работа посредством использования малых фольклорных форм составляет обязательное условие целостного и одновременного интегрально- личностного коррекционного-логопедического воздействия на ребёнка с нарушением речи.
Список используемой литературы
1.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. /Р.Е. Левина. – М.:Аркти,2005. – 260с.
2.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. /Г.М. Лямина. – М.:Академия,2000. – 145с.
3.Орфинская В.К. Хрестоматия по логопедии. /В.К. Орфинская. – М.:Владос,1997. – 635с.
4.Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. /Т.А. Ткаченко. –.СПб.:Детство-Пресс,1999. – 111с.
5.Туманова Т.В. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. /Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева. – М.:ГНОМиД,2000. – 205с.
6.Фомичева М.Ф. Практикум по логопедии. /М.Ф. Фомичева. – М.:Просвещение,1989. – 240с.
7.Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. /Н.Х. Швачкин. – М.:Академия,1999
© 2020, Шакирьянова Светлана Павловна 396