СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование эффективных навыков беглого чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения - формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению. Отслеживая динамику беглого чтения я убедилась, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в старшие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается.

Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Под техникой чтения понимается узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов предложений. Также чтение включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенствование скорости чтения приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок. В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб скорости. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения, и создаёт условия для появления ошибок.

ЧТЕНИЕ – ЭТО ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ

На первом этапе обучения грамоте я стараюсь познакомить детей не просто с буквами, а такими которые привлекли бы ребёнка своей яркостью, необычностью.

Подбираю на каждую букву скороговорки и чистоговорки. Предлагаю детям самим придумывать чистоговорки на любое сочетание букв. Произнесение скороговорок на память можно проводить с контролем времени. Сначала ребёнок произносит скороговорку медленно, шепотом, затем в обычном темпе, только потом в быстром темпе.

На этом этапе обучения знакомлю с буквами и во время чтения в начале урока применяю для развития беглого чтения различные таблицы.

У некоторых детей наблюдается неправильное дыхание при чтении, они читают не при выдохе, а при вдохе. Темп чтения нарушается, поэтому так необходимо применять дыхательную гимнастику при изучении букв на уроках литературного чтения.

Дыхательную гимнастику провожу в начале каждого урока.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОГАМИ

На этом этапе обучения также использую различные таблицы, которые способствуют развитию навыка беглого чтения. В зависимости от задания, гласные или слоги могут читаться с различной силой голоса, с различным акцентированием, с различным темпом. Таким образом, от группы к группе структура слогов и слов усложняется.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ

При чтении слов использую различные виды таблиц, которые также помогают развивать навыки беглого чтения. В этой таблице для чтения используются слова, состоящие из одного слога. Особенность состоит в том, что эти слова состоят из четырёх или трёх букв, слово заканчивается на мягкий или твёрдый согласный звук. Систематическое чтение этих таблиц приводит к автоматизации восприятия этих букв.

РЕЗЕРВЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение цепочкой.
  7. Динамическое чтение.
  8. Бинарное чтение

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Постоянно используя на уроках литературного чтения и для жужжащего чтения на каждых уроках вышеописанную методику и рекомендации по развитию беглого чтения у младших школьников, могу сказать, что результаты проверки скорости чтения показали достаточно высокий уровень чтения у детей моего класса.

Накоплен достаточный методический и дидактический материал, который будет интересен и полезен для применения как учителями, так и родителями с целью развития навыков беглого чтения, не забывая, конечно, что как говорил Я.А.Каменский: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».

26.06.2020 16:27


Рекомендуем курсы ПК и ПП