СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование эмоционально-волевой сферы детей и подростков.
Кто из нас не мечтает о том, что жизнь наших детей и внуков будет счастливой?
Человек приходит в мир не только для своего безбедного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт необходимы его детям, будущим поколениям и обществу.
Растить детей здоровыми - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети проводят в нем большую часть дня.
Хорошее воспитание требует чего-то большего, чем простое интеллектуальное руководство. Оно затрагивает личностные черты, что не учитывают большинство рекомендаций, которые получали родители в течение последних тридцати лет. Хорошее воспитание включает в себя воздействие на эмоции.
За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом». С точки зрения воспитания оно означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять.
Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, чувствовать переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков.
Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Наиболее распространенные нарушения эмоционально-волевой сферы у детей – это состояния аффектов, фрустрации, страхи, гипербулия, гипобулия, абулия, навязчивое и копульсивное влечение.
Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, депрессия, фобия, навязчивость, ипохондрия и др.
Прогресс, мир гаджетов и современных технологий, интернет, социальные сети, телефоны и ноутбуки - это мир современных детей. Многие из них испытывают дефицит визуального и эмоционального общения, что ведет к снижению коммуникативных возможностей, и, как следствие этого, возрастает количество детей с речевыми проблемами. Раннее приобщение детей к виртуальному миру приводит к тому, что начинается нарушение речевой взаимосвязи ребенка с внешним миром. Малыши испытывают трудности в общении и начинают позже говорить, а у детей чуть постарше возникают сложности со связной речью. Трудности овладения речью приводят к ограничению интеллектуального развития, росту раздражительности и агрессивности, возникновению нарушений внимания и памяти.
По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как излишняя агрессивность или пассивность, плаксивость или другие эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.
Часто речевые нарушения бывают спровоцированы психологическими проблемами - страхами, неуверенностью в себе, отчужденностью.
В детстве одной из самых распространенных реакций – страх, который. Как правило появляется в 2-3 года. В этом возрасте начинается осознание самого себя, формируется чувство собственного «Я». Ребенок взрослеет и появляется более сложные страхи: быть униженным, осмеянным и т.п. Более распространенными бывают внушенные детские страхи, при которых взрослые (родители, воспитатели) непроизвольно заражают ребенка страхом: «Не подходи – упадешь», «Не гладь – укусит».
Возрастные страхи встречаются у чувствительных детей как отражение особенностей их эмоционального и личностного развития.
В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения могут сочетаться с неуверенностью в себе, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Очень чувствительны дети дошкольного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число страхов выше, чем когда отношения дружелюбные. Таким образом, на появление самых различных страхов влияет социально-психологический климат.
Проявление эмоций родители наблюдают с ранних лет ребёнка, с помощью эмоций происходит общение с родителями, так ребенок показывает, что ему либо хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать самостоятельно. Отношение к проблеме или ситуации вызывает в нём определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции.
По мере взросления ребенка, эмоции претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и демонстрируют уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является умение контролировать проявление эмоций.
Эмоциональные расстройства и социопатии составляют две самые большие группы наиболее часто встречающихся нарушений. Эмоциональные расстройства характеризуются такими эмоциональными состояниями, как тревога, фобия, депрессия, навязчивость, ипохондрия и пр.
Детские эмоции, как и эмоции взрослого человека, напрямую связаны с внутренним миром маленького человечка, его переживаниями и восприятием разных жизненных ситуаций. Все мы знаем об IQ, но есть ещё и такой измеритель, как EQ - эмоциональный интеллект. И он очень важен, так как, владея своими эмоциями, можно достичь гораздо большего.
Педагог-воспитатель должен создать такую атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя естественно и непринужденно. Он должен быть эмпатичным, т.е. способным вжиться во внутренний мир ребенка, проникнуться его мыслями, чувствами, переживаниями.
Таким образом, отрицательные эмоции формируются в результате действия социальных факторов, а основными причинами нарушений эмоционально-волевой сферы детей и подростков являются психологические проблемы.
© 2018, Галимова Венера Камоловна 416