© 2024 129
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Ребята слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Считаем, что формировать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и других.
Один из способов интеграции указанных направлений, который мы приняли за основу в нашей образовательной организации с 1 по 4 классы в УМК «Школа России», представлен в таблицах 1-4.
Таблица 1
Интеграция материалов по финансовой грамотности
с предметным содержанием (1 класс)
Возрастная группа |
1 класс |
|
Предмет |
Тема, заявленная в программе по предмету |
Занятия по финансовой грамотности |
Окружающий мир |
Моя семья |
Что нужно семье |
Окружающий мир |
Повт-обобщ. урок «Как, откуда и куда» |
Как распоряжаться карманными деньгами |
Обучение грамоте(чтение) |
Золотой ключик или Приключения Буратино |
Где лучше хранить деньги |
Окружающий мир |
Зачем нужны автомобили |
Сколько стоит автомобиль |
Технология |
Работа с бумагой |
Что такое свое дело |
Таблица 2
Интеграция материалов по финансовой грамотности
с предметным содержанием (2 класс)
Возрастная группа |
2 класс |
|||
Предмет |
Тема,заявленная в программе по предмету |
Занятия по финансовой грамотности |
||
Окружающий мир |
Что такое экономика |
Как разумно делать покупки |
||
Окружающий мир |
Опасные незнакомцы |
Кто такие мошенники |
||
Окружающий мир |
Наша дружная семья |
Откуда в семью приходят деньги |
||
Математика |
Задачи цена количество стоимость |
Жизненная арифметика |
||
Математика |
Повторение: деление на 3 |
Сколько стоит свое дело |
||
Математика |
Повторение: сложение и вычитание |
Зачем планировать расходы семьи |
||
Литературное чтение |
Каша из топора |
Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу |
||
Таблица 3
Интеграция материалов по финансовой грамотности
с предметным содержанием (3 класс)
Возрастная группа |
3 класс |
|
Предмет |
Тема,заявленная в программе по предмету |
Занятия по финансовой грамотности |
Технология |
Изделие из бумаги |
Деньги настоящие и ненастоящие |
Окружающий мир |
Как устроен этот мир |
Что могут деньги |
Математика |
Решение задач и закрепление материала |
Легко ли вести свое дело |
Окружающий мир |
Опасные места |
Когда рискуешь деньгами |
Окружающий мир |
Семейный бюджет |
Зачем семье сбережения |
Окружающий мир |
Путешествия по городам и странам |
Деньги в разных странах |
Таблица 4
Интеграция материалов по финансовой грамотности
с предметным содержанием (4 класс)
Возрастная группа |
4 класс |
|
Предмет |
Тема,заявленная в программе по предмету |
Занятия по финансовой грамотности |
Математика |
Математика вокруг нас |
Зачем семье вести бюджет |
Окружающий мир |
Итоговое занятие по теме «Родной край» |
Что такое страхование |
Математика |
Закрепление темы «Умножение и деление» |
Личные деньги |
Окружающий мир |
Основной закон России |
Когда берешь в долг |
Технология |
Человек и информация |
Где можно делать покупки |
Окружающий мир |
Путешествие по России |
Как пользоваться банковской картой |
Технология |
Переплетные работы |
Привлекательное дело |
Для организации работы по формированию у младших школьников финансовой грамотности мы используем пособия и электронные ресурсы.
Формирование финансовой грамотности младших школьниковна уроках математики осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК «Школа России»).
– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.
– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.
– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь» и другие).
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. С этой целью, например, предлагаем учащимся пословицы: первую часть пословицы в одной колонке, вторую часть – в другой. Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?
Труд человека кормит, а трудами.
Мал золотник, лучше большого безделья.
Готовь сани летом, один отрежь.
Не сиди сложа руки, тем больше дров.
Назвался груздем, пригодиться напиться.
Маленькое дело, да дорог.
Семь раз отмерь, полезай в кузов.
Жизнь измеряется не годами, не будет скуки.
Чем дальше в лес, а лень портит.
Не плюй в колодец, а телегу зимой.
Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в семье за последнюю неделю, занести их в нужный столбик и подумать, на что можно потратить свои сбережения.
Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. Учебные материалы и задания при этом важно подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей и включать задачи, практические задания на построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. Например, на уроках «кулинарии» – рассчитать стоимость блюда. А что выгоднее: вырастить овощи и фрукты на приусадебном участке или купить в магазине? При изучении швейного дела: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, составляют меню на определенную сумму. Обучающиеся погружаются во взрослую жизнь, узнают, что такое налоги, кредит.
© 2024 129