СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности - это процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

В своей практике применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

1. Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

  • "?" - непонятно,
  • "+"- согласен
  • "-"-вызывает сомнение,
  • "!" - это главное, это удивило.

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу. Например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему.

В этом приеме могут быть и другие маркеры:

  • "V" ЗНАЛ,
  • "+" УЗНАЛ,
  • "-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
  • "?" ХОЧУ УЗНАТЬ.

2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы могут быть использованы на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

3. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

4. Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквей:

  • 1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)
  • 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
  • 4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
  • 5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта

Лексика

  • Однозначные, многозначные
  • Объясняет, заменяет, использует
  • Словарный состав языка
  • Слово

ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

  • Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
  • Два слова (определение; прилагательные)
  • Три слова (действие; причастия)
  • Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
  • Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
  • Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
  • Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Жилин

  • Благородный, смелый
  • Борется, спасает, не сдается
  • Сильная воля
  • Безумству храбрых поем мы песню
  • Трусит, не надеется, не борется
  • Слабый, инертный

Костылин

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности - это процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

В своей практике применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

1. Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

  • "?" - непонятно,
  • "+"- согласен
  • "-"-вызывает сомнение,
  • "!" - это главное, это удивило.

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу. Например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему.

В этом приеме могут быть и другие маркеры:

  • "V" ЗНАЛ,
  • "+" УЗНАЛ,
  • "-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
  • "?" ХОЧУ УЗНАТЬ.

2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы могут быть использованы на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

3. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

4. Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквей:

  • 1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)
  • 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
  • 4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
  • 5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта

Лексика

  • Однозначные, многозначные
  • Объясняет, заменяет, использует
  • Словарный состав языка
  • Слово

ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

  • Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
  • Два слова (определение; прилагательные)
  • Три слова (действие; причастия)
  • Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
  • Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
  • Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
  • Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Жилин

  • Благородный, смелый
  • Борется, спасает, не сдается
  • Сильная воля
  • Безумству храбрых поем мы песню
  • Трусит, не надеется, не борется
  • Слабый, инертный

Костылин

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

Формирование функциональной грамотности - это процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.

В своей практике применяю на уроках в 5-11 классах для формирования функциональной грамотности учащихся технологию развития критического мышления через чтение и письмо.

Технология позволяет решать следующие задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

1. Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

  • "?" - непонятно,
  • "+"- согласен
  • "-"-вызывает сомнение,
  • "!" - это главное, это удивило.

Далее идет обсуждение прочитанного, на основе чего учитель формирует дальнейшую работу. Например, углубиться в "непонятное" и вызвать детей на формулирование темы урока, объяснения нового материала или акцентировать внимание на том, что "вызывает сомнение" - это готовая проблемная ситуация, которая требует обсуждения (форма урока может быть диспут, дискуссия и.т.п.), или использовать фазу "это удивило" и дальше дать ряд упражнений на нужную вам тему.

В этом приеме могут быть и другие маркеры:

  • "V" ЗНАЛ,
  • "+" УЗНАЛ,
  • "-" ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ,
  • "?" ХОЧУ УЗНАТЬ.

2. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы могут быть использованы на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

3. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

4. Прием - СИНКВЕЙ И ДИАМАНТА - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквей:

  • 1 строка - Существительное - тема синквейна (объект)
  • 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта
  • 3 строка - 3 глагола - действия, совершаемые объектом
  • 4 строка - Предложение - отношение автора к объекту
  • 5 строка - Синоним к первой строчке - суть объекта

Лексика

  • Однозначные, многозначные
  • Объясняет, заменяет, использует
  • Словарный состав языка
  • Слово

ДИАМАНТА - семистрочное «стихотворение» по определенной схеме:

  • Одно слово (тема; имя существительное; имя/фамилия героя)
  • Два слова (определение; прилагательные)
  • Три слова (действие; причастия)
  • Четыре слова (ассоциация к первой строке; существительные)
  • Три слова (действие, связанное с темой последней строки; причастия)
  • Два слова (определение, связанное с темой последней строки; прилагательные)
  • Одно слово (тема, противоположная теме первой строки; существительное)

Жилин

  • Благородный, смелый
  • Борется, спасает, не сдается
  • Сильная воля
  • Безумству храбрых поем мы песню
  • Трусит, не надеется, не борется
  • Слабый, инертный

Костылин

09.03.2023 15:41


Рекомендуем курсы ПК и ПП