СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » Леонтьев А.А.

Функциональная грамотность с точки зрения обновленных ФГОС ФГОС определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных учебных действий. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают не только определиться с будущей профессией, но и найти место в жизни, суметь решить разные жизненные проблемы. Основные составляющие функциональной грамотности в современном образовательном пространстве: 1. математическая грамотность, 2. читательская грамотность, 3. естественнонаучная грамотность, 4. финансовая грамотность, 5. креативное мышление 6. глобальные компетенции

Функциональная грамотность на уроках иностранного языка –э то умение применить полученные знания иностранного языка на практике

Уметь свободно общаться. Говорить, читать и писать на иностранном языке. Использовать полученные на уроках знания, умения и навыки в рамках взаимодействия с социумом: прочитать письмо и написать ответ, заполнить резюме или анкету, открыть счет в банке, спросить дорогу до пункта в незнакомом городе, устроиться в гостинице, вызвать мастера по ремонту, написать пригласительную или поздравительную открытку другу и создать буклет.

Применение полученных знаний означает:

- умение извлекать информацию из различных источников: СМИ, Интернет, книги, схемы метро, рейтинговые таблицы, объявления на дверях учреждений, названия магазинов, буклеты туристических агентств; - умение анализировать графики, диаграммы и составлять монологические и диалогические высказывания на основе информации.

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности и обязательное условие успешности.

Основные этапы работы с текстом:

1.Предтекстовый (Pre-reading) создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей. 2.Текстовый (While-reading) Осмысленное понимание прочитанного 3.Послетекстовый (Post-reading) проверка понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

1.Предтекстовый (Pre-reading) Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся;

сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Задачи:

создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

Задания: 1.Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения. 2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора: - К какому жанру можно отнести текст? - Кто будет главным героем, его профессия, национальность? - Где и в какое время может происходить действие? 3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 4. Работа с новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки. 5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику. 6. Ответить на вопросы до чтения текста. приемы работы: «мозговой штурм», предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

2.Текстовый (While-reading) Осмысленное понимание прочитанного

Задания: •найти ответы на предложенные вопросы; •подтвердить правильность (True) или ложность утверждений (False), либо выявить, что это в тексте не упомянуто (Not stated); •составить предложения по порядку; •найти соответствия; •выполнить задание на множественный выбор; •подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; •догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; •восполнить недостающую информацию; •придумать продолжение истории.

3.Послетекстовый (Post-reading). Цель:

проверка понимания прочитанного и служит средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

Задания: •выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; •опровергнуть утверждения или согласиться с ними; •доказать или охарактеризовать что-то; •составить план текста, выделив его основные мысли; •пересказать/кратко изложить содержание текста; •рассказать текст от лица главного героя; •вставить в текст пропущенные слова или выражения; •составить синквейн.

Формирование математической грамотности как способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

Типовые задания: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся. Count and say. 1+8 = …. (one plus eight is nine) 9+11 = …. (nine plus eleven is twenty) «Ты гостишь у своей бабушки в деревни. Скажи своему английскому другу Тому, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» -Look at the pictures and count the birds. Ex: Two ducks and two cocks are four birds. 一 Look at the furniture. Match the furniture and the geometric figure; 一 Draw a rectangle for the plan of your room. Draw the plan of your room using a triangle, a circle, a rectangle.

Упражнения на формирование естественнонаучной грамотности Цель:

развивать способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, формулирования основанных на научныхдоказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Естественно – научная грамотность: темы для обсуждения в разделе Going Green: •Проблема здоровья и долголетия. •природные ресурсы; •окружающая среда; •опасности и риски; •связь науки и технологий •основы безопасности жизнедеятельности •глобальные проблемы человечества

Современные психолого-педагогические технологии и функциональная грамотность:

1.Информационно – коммуникационная технология 2.Технология развития критического мышления 3.Проектная технология 4.Технология развивающего обучения 5.Технология проблемного обучения 6.Игровые технологии 7.Модульная технология 8.Технология мастерских

9.Кейс – технология 10.Технология интегрированного обучения

11.Педагогика сотрудничества. 12.Групповые технологии.

Методы и приемы, направленные на развитиие креативного мышления

1. Нахождение в ряде слов «лишнего слова» по отличающемуся признаку. 2. Группировка слов по какому-либо признаку. 3. Составление рассказа на определенную тему. 4. Составление текста или рассказа по предложенным вопросам или изображениям. 5. Образование слов из одного слова. 6. Подбор антонимов и синонимов к слову. 7. Метод «мозгового штурма». Учащиеся генерируют идеи на определенную тему. 8. Составление синквейнов. Синквейн – небольшое стихотворение, состоящее из 5 строк, обладающее определенной формой и структурой. 9. Метод проектов. Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающийся включен в активный познавательный процесс, обучающийся самостоятельно формулирует учебную проблему, собирает информацию по проблеме, находит пути решения проблемы, проводит анализ собственной деятельности, делает определенные выводы, тем самым обучающийся приобретает новые знания и учебный опыт. 10. Проведение интервью. 11. Прием «ассоциаций». Обучающиеся называют как можно больше слов на определенную тему. 12. Написание творческих диктантов. Обучающиеся прослушивают текст на иностранном языке, затем изображают услышанное в виде рисунка или схемы. 13. Решение ребусов, викторин, кроссвордов. 14. Конкурс сочинений, сообщений. 15 6 шляп

Креативное мышление

Цель: формировать способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания и эффектного и выражения воображения.

Образовательные платформы как современные условия для развития функциональной грамотности https://breakingnewsenglish.com

https://learnenglish.britishcouncil.org

https://skysmart.ru

https://uchi.ru/

https://learningApps.org/

https://moodleorg/

https://classroom.google.com/

http://resh.edu.ru/

https://mob-edu.ru/

https://foxford.ru/

http://www.yaklass.ru/

Вывод:

Использование на уроках английского языка подобного рода заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также приучает к внимательному и вдумчивому отношению к тексту. Формирование функциональной грамотности средствами иностранного языка – это залог не только успешного применения иностранного языка в различных сферах деятельности, но и развитие учащегося как успешной личности и его дальнейшее саморазвитие, стремление к познанию нового.

20.12.2024 22:57


Рекомендуем курсы ПК и ПП