СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одна из причин отклонения в поведении детей – усиление влияния псевдокультуры. На каждого человека информационная среда оказывает разное влияние, но более всего ей подвержены подростки. Причина этого заключается в том, что подросток полностью ещё не сформирован и более подвержен воздействию окружающей его действительности. Восприимчивость подростков как к положительному, так и отрицательному воздействию информации, создаёт разные варианты поведения, включая девиантное.
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.
Главным сегодня в информации является то, что на нее перестали смотреть, как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни все в большей степени зависит от информации и ее использования. В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет возрастать.
Развитие информационного общества с особой остротой ставит задачу информационной безопасности всех членов общества, что особенно актуально в период формирования и активного развития личности. Информационная безопасность связана с таким явлением, как информационная культура - значимый компонент культуры личности и общества. Информационная культура включает в себя:
С психологической точки зрения информационная культура представляет собой личностное образование, включающее мотивационно-потребностные компоненты (потребность в информации), эмоционально-ценностный (отношение к информации, ее оценка), поведенческий (умения, приемы, способы), обеспечивающие продуктивное взаимодействие человека с информационными потоками.
Среди задач развития информационной культуры современного подростка можно выделить:
Как известно, среди подростков - пользователей сети Интернет ученые выделяют основные психологические типы: любознательные, бунтари, тусовщики, потребители, ботаники, деловые, игроки. Каждый из названных типов не только обладает особенными признаками, но и требует собственных форм взаимодействия с социумом, взрослыми, институтами, способными преодолеть последствия возникающей зависимости от сети.
Для зависимых любознательных подростков-пользователей взрослый должен уметь стать для подростка интересным собеседником, способным компетентно внести системность в его информационное пространство, выделить наиболее актуальные для него темы, предложить варианты рационального использования полученной информации. Работа с бунтарями предполагает анализ причин «бунтарства» и попытку сменить стратегии общения, одновременно принимающие позицию подростка, а для тусовщиков взрослые должны стать «проводниками новых идей», способных «заразить» подростковую аудиторию и направить ее интерес к информации в конструктивное русло.
Большая часть подростков относится к категории потребителей, что обусловлено не только потребительским настроем современного подростка или потребностью в современной форме получения и обмена информацией в контексте коммуникации, но и привычкой активно пользоваться информацией сети в целях решения задач, связанных с образованием. Такая категория подростков нуждается, прежде всего, во внимании взрослых, способных воспринимать и принимать ее интересы, терпеливо разъяснять суть ценности потребляемой подростком информации.
Такие категории, как ботаники, деловые и игроки, схожи тем, что они испытывают заметные проблемы в общении с внешним миром и социумом. В частности, ботаники погружены в информационное пространство, связанное с поиском научной и образовательной информации в сети, слабо социализированы, ограничивают круг своего общения конкретными темами и задачами. Деловые подчеркнуто стремятся к независимости, взрослости, пытаясь быстро самореализоваться. Игроки – это часто одиночки, ограничивающие свое общение с компьютером или с группой, участвующей в игре. Задачи общества – оказать психологическую помощь этим группам подростков путем создания особенных условий для социализации и развития коммуникативных навыков.
Какие меры мы можем применить, чтобы предупредить девиантное поведение подростков?
Работа с семьёй, единство воспитательных действий. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Но за последние 15-20 лет воспитательные функции семьи и школы заметно уменьшились. Общение родителей и детей уходит на второй план, а влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирование мировоззрения возрастает. Контроль над рынком СМИ сегодня отсутствует, а это пагубно сказывается на формировании морально – нравственных ценностей подростков. С одной стороны, СМИ помогают в расширении кругозора и любознательности, с другой – негативно влияют на воспитание личности.
Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.
В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:
Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.
Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.
Информационная помощь: информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения.
© 2023, Васюрина Светлана Владимировна 661