СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование информационной культуры подрастающего поколения как условие предупреждения девиантного поведения воспитанников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из причин отклонения в поведении детей – усиление влияния псевдокультуры. На каждого человека информационная среда оказывает разное влияние, но более всего ей подвержены подростки. Причина этого заключается в том, что подросток полностью ещё не сформирован и более подвержен воздействию окружающей его действительности. Восприимчивость подростков как к положительному, так и отрицательному воздействию информации, создаёт разные варианты поведения, включая девиантное.

Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.

Главным сегодня в информации является то, что на нее перестали смотреть, как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни все в большей степени зависит от информации и ее использования. В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет возрастать.

Развитие информационного общества с особой остротой ставит задачу информационной безопасности всех членов общества, что особенно актуально в период формирования и активного развития личности. Информационная безопасность связана с таким явлением, как информационная культура - значимый компонент культуры личности и общества. Информационная культура включает в себя:

  • развитую потребность в получении новой значимой информации;
  • систему взглядов, убеждений, знаний и умений, обеспечивающих целенаправленный самостоятельный поиск необходимой информации;
  • умение выделять из общего потока информации ту, которая нужна для решения проблемы, достижения цели;
  • умение использовать разнообразные источники информации - традиционные (энциклопедии, словари, научные, научно-популярные и художественные произведения) и современные электронные средства информации (интернет, электронные СМИ и др.);
  • умение анализировать информацию, отличать подлинную информацию от ложной;
  • умение критически оценивать источник информации;
  • умение сравнивать, соотносить, обобщать информацию, полученную из разных источников.

С психологической точки зрения информационная культура представляет собой личностное образование, включающее мотивационно-потребностные компоненты (потребность в информации), эмоционально-ценностный (отношение к информации, ее оценка), поведенческий (умения, приемы, способы), обеспечивающие продуктивное взаимодействие человека с информационными потоками.

Среди задач развития информационной культуры современного подростка можно выделить:

  • умение работать с информацией, включенное в представление молодого человека о собственном будущем, как в профессиональной сфере, так и в сфере самообразования, досуга и т.п.;
  • понимание необходимости информационной культуры для личностного развития и плодотворной жизни в обществе;
  • развитие информационных потребностей, связанных с решением конкретных задач, что проявляется в умении ставить вопросы, отражающие информационные потребности;
  • развитие инициативы в поиске информации для постановки новых задач;
  • знание различных информационных источников, способов организации и распространения информации;
  • умение выделять и находить необходимые и адекватные источники информации, сравнивать различные пути получения информации и выбирать оптимальные;
  • способность критически относиться к получаемой информации с точки зрения, как ее содержания, так и ее источников;
  • умение отбирать нужную информацию, идентифицировать наиболее существенные и второстепенные аспекты информации;
  • умение продуктивно применять полученную информацию для теоретических и практических целей.

Как известно, среди подростков - пользователей сети Интернет ученые выделяют основные психологические типы: любознательные, бунтари, тусовщики, потребители, ботаники, деловые, игроки. Каждый из названных типов не только обладает особенными признаками, но и требует собственных форм взаимодействия с социумом, взрослыми, институтами, способными преодолеть последствия возникающей зависимости от сети.

Для зависимых любознательных подростков-пользователей взрослый должен уметь стать для подростка интересным собеседником, способным компетентно внести системность в его информационное пространство, выделить наиболее актуальные для него темы, предложить варианты рационального использования полученной информации. Работа с бунтарями предполагает анализ причин «бунтарства» и попытку сменить стратегии общения, одновременно принимающие позицию подростка, а для тусовщиков взрослые должны стать «проводниками новых идей», способных «заразить» подростковую аудиторию и направить ее интерес к информации в конструктивное русло.

Большая часть подростков относится к категории потребителей, что обусловлено не только потребительским настроем современного подростка или потребностью в современной форме получения и обмена информацией в контексте коммуникации, но и привычкой активно пользоваться информацией сети в целях решения задач, связанных с образованием. Такая категория подростков нуждается, прежде всего, во внимании взрослых, способных воспринимать и принимать ее интересы, терпеливо разъяснять суть ценности потребляемой подростком информации.

Такие категории, как ботаники, деловые и игроки, схожи тем, что они испытывают заметные проблемы в общении с внешним миром и социумом. В частности, ботаники погружены в информационное пространство, связанное с поиском научной и образовательной информации в сети, слабо социализированы, ограничивают круг своего общения конкретными темами и задачами. Деловые подчеркнуто стремятся к независимости, взрослости, пытаясь быстро самореализоваться. Игроки – это часто одиночки, ограничивающие свое общение с компьютером или с группой, участвующей в игре. Задачи общества – оказать психологическую помощь этим группам подростков путем создания особенных условий для социализации и развития коммуникативных навыков.

Какие меры мы можем применить, чтобы предупредить девиантное поведение подростков?

Работа с семьёй, единство воспитательных действий. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Но за последние 15-20 лет воспитательные функции семьи и школы заметно уменьшились. Общение родителей и детей уходит на второй план, а влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирование мировоззрения возрастает. Контроль над рынком СМИ сегодня отсутствует, а это пагубно сказывается на формировании морально – нравственных ценностей подростков. С одной стороны, СМИ помогают в расширении кругозора и любознательности, с другой – негативно влияют на воспитание личности.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:

- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей;

- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих учащихся на реализацию этой программы.

В беседах с детьми следует, помимо традиционных тем: наркомании, ВИЧ-инфекции, гепатиты, алкоголизм, обратить внимание на такие проблемы, как:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков;
  • милосердие, доброта и здоровье;
  • природа и здоровье;
  • любовь и здоровье;
  • здоровье и успешная карьера;
  • мода и здоровье;
  • фигура и здоровье;
  • спорт и здоровье;
  • компьютерные игры и здоровье;

Правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. На родительских собраниях следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми.

Профилактика наркомании и токсикомании. Необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует консолидировать усилия в этом направлении с органами полиции и здравоохранения, родительской общественностью. Исходя из этого, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного школьника с девиантным поведением.

Информационная помощь: информирование подростков о правах и обязанностях, о требованиях к выполнению установленных социальных норм через СМИ, кино, литературу, произведения культуры, систему правового обучения.

04.02.2023 14:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП