СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся в условиях обновления содержания начального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим трансформацию системы оценивания в контексте новых образовательных стандартов начальной школы. Ключевой акцент в обновлённом содержании делается на формировании учебной самостоятельности детей, фундаментом которой выступают контрольно-оценочные действия. Эти действия осуществляются не только педагогом, но и самими учениками по отношению к собственной учебной деятельности.

Эффективное формирование адекватной самооценки неразрывно связано с развитием навыков самоконтроля и самоанализа. Учащиеся становятся активными субъектами процесса оценивания — равноправными партнёрами учителя. Это предполагает принятие ими ответственности за свои образовательные результаты и способность к их самостоятельной оценке.

Для достижения этой цели перед школой стоит центральная задача: сформировать у детей универсальное умение учиться. Это умение включает две ключевые составляющие:

1. Рефлексивную: способность ребенка к осмыслению своих учебных целей ("Что я уже знаю и умею? Что мне еще предстоит освоить?").

2. Процессуальную: освоение конкретных стратегий и способов восполнения пробелов в знаниях и умениях ("Как именно я могу этому научиться?").

Реализация такого подхода требует пересмотра организации образовательного процесса, в том числе и системы оценивания, с позиций деятельностной парадигмы. В новом формате оценивание становится не просто констатацией факта, а инструментом:

- определения сильных и слабых сторон деятельности ученика;

- фиксации индивидуального прогресса;

- анализа эффективности педагогических методов.

На основе вышесказанного мы формулируем следующие принципы современной системы оценивания:

1. Непрерывность. Оценивание является постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. На разных этапах обучения применяются диагностическое (стартовое) и срезовое (тематическое) оценивание.

2. Критериальность. Оценивание осуществляется исключительно на основе чётких и заранее известных всем участникам процесса критериев, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения (предметные и метапредметные).

3. Объективность и этичность. Отметкой оцениваются исключительно результаты учебной деятельности учащегося, а не его личные качества, поведение или усилия.

4. Соучастие. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся активно включались в контрольно-оценочную деятельность, постепенно приобретая навыки и культуру самооценки и взаимооценки.

Таким образом, учитель играет огромную роль в формировании самоонки.

28.08.2025 22:29


© 2025 2

Рекомендуем курсы ПК и ПП