© 2025 2
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Здравствуйте. Сегодня мы рассмотрим трансформацию системы оценивания в контексте новых образовательных стандартов начальной школы. Ключевой акцент в обновлённом содержании делается на формировании учебной самостоятельности детей, фундаментом которой выступают контрольно-оценочные действия. Эти действия осуществляются не только педагогом, но и самими учениками по отношению к собственной учебной деятельности.
Эффективное формирование адекватной самооценки неразрывно связано с развитием навыков самоконтроля и самоанализа. Учащиеся становятся активными субъектами процесса оценивания — равноправными партнёрами учителя. Это предполагает принятие ими ответственности за свои образовательные результаты и способность к их самостоятельной оценке.
Для достижения этой цели перед школой стоит центральная задача: сформировать у детей универсальное умение учиться. Это умение включает две ключевые составляющие:
1. Рефлексивную: способность ребенка к осмыслению своих учебных целей ("Что я уже знаю и умею? Что мне еще предстоит освоить?").
2. Процессуальную: освоение конкретных стратегий и способов восполнения пробелов в знаниях и умениях ("Как именно я могу этому научиться?").
Реализация такого подхода требует пересмотра организации образовательного процесса, в том числе и системы оценивания, с позиций деятельностной парадигмы. В новом формате оценивание становится не просто констатацией факта, а инструментом:
- определения сильных и слабых сторон деятельности ученика;
- фиксации индивидуального прогресса;
- анализа эффективности педагогических методов.
На основе вышесказанного мы формулируем следующие принципы современной системы оценивания:
1. Непрерывность. Оценивание является постоянным процессом, интегрированным в образовательную практику. На разных этапах обучения применяются диагностическое (стартовое) и срезовое (тематическое) оценивание.
2. Критериальность. Оценивание осуществляется исключительно на основе чётких и заранее известных всем участникам процесса критериев, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения (предметные и метапредметные).
3. Объективность и этичность. Отметкой оцениваются исключительно результаты учебной деятельности учащегося, а не его личные качества, поведение или усилия.
4. Соучастие. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся активно включались в контрольно-оценочную деятельность, постепенно приобретая навыки и культуру самооценки и взаимооценки.
Таким образом, учитель играет огромную роль в формировании самоонки.
© 2025 2