СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мотивации у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сколько лет существует школа – столько лет учителя твердят о том, что дети ленятся, не хотят учиться и не стремятся к большему. Одна из главных причин низких результатов учёбы – недостаток учебной мотивации учащихся.

Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника в учебном процессе успешно нельзя, если ребёнок относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не испытывая потребности. Поэтому перед нами, перед педагогами стоит задача по формированию и постоянному повышению у учащихся положительной мотивации к учёбной деятельности.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Особенностью мотивации большинства младших школьников является беспрекословное выполнение требований учителя. Социальная мотивация учебной деятельности настолько сильна, что младший школьник даже не всегда стремится понять, для чего нужно делать то, что им велит учитель: раз велел – значит, нужно. Это, безусловно, имеет положительную сторону. Однако, с другой стороны, беспрекословное подчинение детей этого возраста авторитету нас взрослых препятствует развитию у них самостоятельности, тормозит формирование качеств субъекта учебной деятельности.

Одной из задач, которая должна решаться в начальной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшего её развития у младших школьников с ОВЗ. Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Один из факторов, влияющий на мотивацию младшего школьника – организация самого процесса учения, т.е. использование мною разнообразных форм работы на уроке и методов, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности.

От учеников мы часто слышим слова «интересно» и неинтересно» Посмотрите: «хочу», следовательно – «могу», а «могу», следовательно - «выполняю с интересом». Получилась интересная цепочка обучения, где интерес стоит в центре. Как же сформировать его у ребёнка? Как мотивировать ученика на «ХОЧУ»?

Для формирования положительного отношения к учению я использую следующие направления работы:

- забота о создании общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления (упрёки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.), в результате снижается или полностью исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить;

- создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей уверенность в себе, высокую самооценку и радость;

- опора на игру как ведущую деятельность ребёнка с ОВЗ.

- целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке.

во-первых, предупреждаю опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счёт перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности);

во-вторых, стараюсь возбуждать интеллектуальные эмоции удивления, новизны, сомнения, достижения;

в-третьих, формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

- стимулирую познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приёмам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ.

Для формирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

- обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

- утверждать гуманное отношение ко всем ученикам — способным, отстающим, безразличным;

- удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;

- организовать интересное общение детей между собой;

- обогащать мышление чувствами;

- развивать любознательность;

- формировать активную самооценку своих возможностей;

- утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

- использовать эффективную поддержку детских инициатив;

- воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Когда ученику нравится деятельность, когда такая деятельность приносит удовольствие, ученик, не считаясь с усталостью, временем, каким-то другим отвлекающим факторам, настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, над решением учебной задачи. Мотивация к учебе в 1 классе в основном строится не на глубоком интересе к конкретному предмету и пока еще вряд ли на желании преуспевать в будущем. Понятие ответственности для младшего школьника во многом абстрактное. Другое дело так называемый мотив высокой оценки: «пятерка» от учителя, похвала родителей – ради этого ребенок действительно готов усердно заниматься. В 1 классе я использую дневник достижений, в него я вклеиваю маленькие картинки за правильные ответы и верно выполненные задания. В конце каждого месяца подсчитывается количество наклеек и выявляется «лучший ученик сентября, октября и т. д. То есть это реально действующая мотивация, которая подталкивает учеников стремиться заработать как можно больше наклеек, а для этого нужно учиться, стараться все выполнять правильно.

А вот потребность к обретению новых знаний можно и нужно развивать. Ребенок вряд ли будет стараться и выполнять все требования учителя и родителей, если не будет понимать, для чего учиться. Причина нежелания учиться, действительно часто кроется в том, что ребенок не знает то, чего от него хотят.)

На каждом уроке я использую свои активные методы. К примеру, возьмём начало учебного занятия, которое предполагает осознанный переход ребёнка в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в работу. Для создания такой ситуации пытаюсь актуализировать мотивы предыдущих достижений словами: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», и здесь же сказать, вызвать мотивы относительной неудовлетворённости и актуализировать требования к ученику: «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы, а между тем, это будет необходимо: например, для … выполнения той или иной задачи».

На уроках литературного чтения для создания положительной мотивации к отработке беглого чтения я использую своеобразный «рейтинг». Это график, где шкала У – это количество слов за одну минуту (скорость чтения), а шкала Х – это читатель учащегося. Проверяется не только беглость, но и правильность и осознанность чтения. (Количество пуговок означает количество ошибок). На каждой неделе стараюсь проверять скорость чтения и обязательно рисую такие своеобразные графики, дети видят свои результаты в сравнении с другими учащимися и соответственно стремятся повысить свои результаты.

А в дневниках у учащихся личностный рейтинг и каждый ребенок видит рост или спад своего читателя и стремиться к лучшему.

При организации коллективной деятельности учащихся, я стараюсь создавать креативные и творческие условия.

Например, использую приёмы:

Прием «Да-нетка»

Я загадываю нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.).Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет» Это прием, в результате которого сужается поиск чего-либо посредством задавания вопросов учениками, на которые я могу отвечать только словами «да». «нет», «и да, и нет». Пример. На уроке по теме «Планета Земля» загадывается определённая планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

  • Это планета – гигант? - да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? -нет;
  • Это самая большая планета? -да;

Таким образом, формируется умение формулировать и задавать вопросы. Ребенок должен быть внимательным, слушать учителя, одноклассников и не повторять вопросы. Данный прием можно использовать на любом уроке.

Работу с текстом мотивирует приём «Сундук мудрости». Группы внимательно читают текст. Каждый в группе пишет записку, в которой задаёт трудный вопрос по тексту. Заворачивает записку и кладёт её в сундук (коробочка). Затем повторно все читают текст. Вопросы перемешиваются. Каждый берёт из сундука по одной записке и отвечает на вопрос. Помогать может только своя группа.

Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались. Впоследствии этот приём стал одной из любимых работ учащихся класса несмотря на то, что это очень сложная для них работа. Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме. Я - в понимании ребёнка, остаюсь как бы «за кадром» и не давлю своим авторитетом.

Еще одним из моих любимых приемов организации коллективной деятельности являются Круговая тетрадь, где каждый ребенок выполняет работу по очереди. Сначала стараюсь давать тетрадь ученикам более сильным с красивой каллиграфией, а слабоуспевающим учащимся даю круговую для выполнения домашних заданий. Дети и их родители видят работы, выполненные предыдущими учениками, соответственно у них появляется положительная мотивация к тому, чтобы выполнить работу на должном уровне. И когда они сдают тетради, я иногда даже не верю, что это писал ученик у которого обычно безобразный почерк.

Для привития интереса к окружающему миру я использую прием «Дежурного синоптика», где дети отмечают не только температуру воздуха, осадки, облачность и ветер, но еще и восход и заход солнца, долготу светового дня, наблюдают за фазами луны, узнают какие праздники народные, православные или мусульманские в этот день (говорят, что это за праздник), находят народные приметы на этот день.

Необходимым этапом урока для формирования положительной мотивации учения является этап рефлексии. Дети учатся оценивать не только урок в целом и свою работу на нем, но и имеют возможность ориентироваться на собственные достижения в усвоении предмета. Детям предлагается оценить свою работу на уроке, показав соответствующий смайлик, либо шкала достижений в тетрадках (правильность, аккуратность)

Для формирования мотивации на своих уроках я использую игровые методы, развивающие методы – сравнение, наблюдение, классификация, группировка, анализ; проблемные методы.

При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делает урок интересным. Презентации применяю на различных этапах урока: при изучении и закреплении учебного материала, для проверки правильности выполнения домашнего задания. Использование презентации на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

Всеми этими методами и приемами учитель начальной школы вкладывает в

сознание ребенка наиболее значимые такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосовершенствования (быть культурным, развитым). Мы нацеливаем детей на самоанализ своего поведения, поступков. В творческих тетрадях, которые мы ведем с 1 по 4 класс, дети пишут сочинения и одним из сочинений, которые мне больше всего нравятся, ЧТО ВО МНЕ ХОРОШЕЕ, ЧТО ВО МНЕ ПЛОХОЕ. Дети анализируют сами мотивы своего поведения, поступков, отношений к родителям, сверстникам. Если в 1 классе дети пишут о себе только хорошее и не осознают, что в них есть и отрицательные черты характера, то во втором классе дети уже анализируют свое так сказать «плохое», что в них есть. И у детей возникает мотивация на исправление этого «плохого»

Ребенок осознают общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы – результат социальных влияний.

Дети рассуждают так: «Надо учится, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения говорят о том, что школа и семья создают у ребенка определенную социальную установку, ребенок понимает общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.

Вывод

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться, правильно вести себя в обществе. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного и воспитательного процесса и определяет успешность учебной и воспитательской деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, социальной запущенности ребенка. Обучение с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения.

06.12.2022 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП