СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В статье затронуты проблемы использования ИКТ-технологий на уроках музыкального искусства.
О.Е.Недосекина, учитель музыкального искусства МОУ "Школа № 57 г.Донецка".
Формирование музыкальной культуры обучающихся способами мультимедийных технологий (из опыта работы).
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества.
Без этого она - засушенный цветок.
В.Сухомлинский.
Сегодня в музыкальном образовании происходит активный поиск новых подходов, форм и методов работы. Музыкальное искусство открывается перед ребёнком, как процесс становления художественного образа через разные формы воплощения: литературные, музыкальные, изобразительные. Большое значения приобретают межпредметные связи музыкального искусства с живописью, литературой, кино, театром, хореографией, скульптурой.
Урок музыки становится не просто уроком развития музыкальных способностей, а уроком искусства.
Сегодня учитель музыкального искусства должен эффективно использовать современные технические средства обучения, владеть информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями. На основе сочетания традиционных педагогических и информационно-коммуникационных технологий обучения есть возможность значительно эффективнее развить и приумножить природные задатки и способности ребенка.
Я строю уроки музыкального искусства при помощи интеграции традиционных и современных средств обучения, взвешенно и тщательно подбирая методы работы, помня слова Я. А. Коменского: «. если учеба дается ребенку трудно, то в этом виноваты методы, которыми их учат ».
Стоит отметить, что использование мультимедийных технологий обеспечивает широкие дидактические возможности и не возможно без современных технических средств обучения.
Дидактические возможности мультимедийных технологий:
1.Поддержка групповых и индивидуальных форм обучения.
2.Развитие познавательных интересов обучающихся.
3.Дифференцированый подход к изучению предмета.
4.Оптимальное объединение традиционных и новых методов.
5.Создание комфортных условий обучения и воспитания.
В последнее время термин «ТСО» в художественном образовании все больше ассоциируют с электронными музыкальными инструментами и компьютерными технологиями. При проведении уроков и во внеклассной работе широко использую электронный синтезатор, так же, как и традиционные музыкальные инструменты. Это глубоко воздействует на чувства, эмоциональную сферу личности учащихся, помогая понять волшебный мир музыки. Широкий диапазон музыкальных возможностей синтезатора, воссоздаёт и сочетает уникальные звуки, передают звучание разнообразных инструментов и даже оркестра. Удобство использования этого инструмента позволяет организовывать эффективные формы работы с учащимися: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. Без электронного синтезатора невозможно представить проведение общешкольных мероприятий - концертов, праздников, спектаклей. Убеждена, что урок музыкального искусства будет эффективным, если педагог объединяет вербальную, звуковую, двигательную информации, соединяя абстрактно-логические и предметно-образные формы наглядности.
По моему мнению, эти задачи можно реализовать с помощью мультимедийных технологий, которые используются как во время преподавания, так и во внеклассной музыкальной деятельности школьников. Эффективными являются программы: музыкальный проигрыватель, электронные ППС, звуковые редакторы, музыкальные энциклопедии, конструкторы, «караоке» и другие. Внедрение мультимедийных технологий дает возможность не только повысить интерес школьников к музыкальному искусству, но и значительно оптимизировать учебно-воспитательный процесс: моделировать структуру урока, используя информационное интернет-обеспечения (онлайн-экскурсии в музеи, картинные галереи; просмотр фрагментов видеофильмов, опер, балетов), создать условия для начальной музыкальной деятельности или музицирования учащихся (программа «Виртуальное пианино»).
Удобной для проведения уроков с мультимедийной поддержкой считаю программу Microsoft Power Point. Программу презентаций можно использовать на разных этапах урока, потому что она дает возможность объединять аудио- и видеоматериалы в единое целое, способствуя активизации творческого воображения учеников, развивая внутреннюю музыкальную память, заинтересованность музыкой, а также позволяя учителю сделать наглядным урок,
К работе над презентациями привлекаю творческих учащихся внеклассной и кружковой работы, объединяя воспитанников в группы, пары. Убеждена, что такой вид деятельности помогает создать пози- тивный эмоциональный настрой, вызвать определенные ассоциации, способствующие более полному восприятию музыкального произведения, пониманию его характера.
Использование слайд-презентаций, фотоматериалов и репродукций картин в этой программе дает чудесный фон для преподавания музыкальной литературы, слушание и восприятия произведений музыкального искусства.
Благодаря средствам мультимедийных технологий имею возможность использовать на своих уроках необходимые образцы музыкальных произведений для слушания, просмотра и исполнения; отрывки литературных произведений, рассказы о композиторах, писателях, художниках, репродукции картин и иллюстрации. Это позволяет эффективно реализовать межпредметные связи с литературой, изобразительным искусством, географией, физикой, Мировой художественной культурой. Так же использую эвристические беседы, тестовые задания для контроля и проверки знаний.
Мультимедийное сопровождение составляет отдельные части, структурные элементы этапов урока, поэтому по своему усмотрению меняю последовательность изложения материалов.
Основными показателями результативности внедрения мультимедийных технологий является повышение интереса к музыкальному искусству, расширение мировоззрения, развитие музыкальной культуры, художественно-эстетических вкусов, жизненной компетентности школьников. Таким образом, использование мультимедийных и информационными технологий является необходимым инструментом для современного урока музыкального искусства, а также важным шагом к воспитанию гармоничной личности.
© 2020, Недосекина Ольга Евгеньевна 174