СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность опыта
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но иногда приходится с сожалением констатировать факт, что ребенок «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет» и т.д. В этих случаях, мы встречаемся с тем, что у обучающихся неустойчивые потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. (Сухомлинский В. А.). Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность?
В настоящее время формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем школы, так как мотив является источником деятельности, выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Посмотрим на наших учащихся с позиции нового заказа общества системе образования. Что нужно знать уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
Согласно ГОСНОО выпускник начальной школы должен быть:
Перечисленные выше качества личности не формируются сами собой. Учителю необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
В ГОСНОО изменен концептуальный подход к самой учебной деятельности. Организуя системно-деятельностный подход в обучении, учащийся из объекта обучения (учитель учит – ученик усваивает) превращается в субъект обучения, который сам осознает, что знания ему необходимы, а потому он сам заинтересован в их получении усвоении. Таким образом, субъектно-объектные отношения между учителем и учеником становятся субъектно-субъектными. Учитель не только источник знаний, он создает среду обучения, способную развивать у школьников познавательный интерес, учит их работать творчески, самостоятельно.
Цели и задачи опыта
Цель – теоретически обосновать и апробировать на практике педагогические приемы, которые будут способствовать формированию мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Задачи:
1. Выполнить анализ психолого-педагогической литературы по теме
2. Подобрать и реализовать на практике систему методов, приемов и упражнений способствующих формированию мотивации к учебной деятельности учащихся 4 класса
3. Изучить уровень сформированности мотивации к учебной деятельности у младших школьников
Содержание опыта
Современный ГОС НОО (государственный образовательный стандарт начального общего образования) направляет учителей начальных классов на формирование личностных и предметных результатов, к числу которых можно отнести развитие учебной мотивации у младших школьников: «стандарт устанавливает требования к результатам учающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся» [1]. Данной проблемой занимались С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и многие другие.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в своём толковом словаре русского языка «мотив» понимают, как «побудительную причину, повод к какому-нибудь действию»[2]. Мотивация помогает создать такую основу, которая влияет на формирование личности через воспитательный характер. В различных определениях мотивации выражается позиция психологов о соотношении энергетической и содержательной сторон. Так, Зигмунд Фрейд все мотивационные закономерности понимал только как энергетический аспект опыта и реакций. Браун и Фарбер трактуют мотивацию, как динамическую и энергетическую функцию, в отличие от обучения как ассоциативной, регулятивной функции. Энергетическая потребность отражает меру напряжения потребности, грубо говоря, она варьируется в диапазоне от слабой к сильной. С.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация – это опосредованная процессом её отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетён в контекст действительности» [ 3].
Обращение к проблеме формирования учебной мотивации обусловлено и субъектными причинами. Традиционная диагностика детей, определяющая уровень адаптации к школе показывает, что у большинства нынешних детей отсутствует учебная мотивация. По итогам изучения мотивации к учебной деятельности моего класса в 1 классе у 55 % учащихся учебная мотивация находилась на стадии формирования, т.е. преобладали игровые моменты, у 20% была не сформирована, только у 25% учащихся была мотивация к учебе.
Мотивация – это внутренняя характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, ученик хочет учиться. Причем успешно. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Французский писатель Анатоль Франс однажды сказал: «Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом». А у современных школьников этот аппетит, т.е. мотивация к обучению очень часто отсутствует. Чтобы у учеников появился интерес, должен постараться учитель, а именно, эффективно отобрать содержание изучаемого материала (чему обучать?) и выбрать адекватные инструменты передачи и усвоения этого материала (как обучать?).
Поиск новых идей, которые помогут заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета привел меня к знакомству с технологией АМО (активные методы обучения). Моя цель - показать логику и содержание технологии АМО, а так же сущность активных методов и смысл их использования на уроке или во внеклассном мероприятии. Активные методы обучения целесообразны на всех этапах урока. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, а также обеспечить положительную мотивацию обучения.
Методы «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Очень важным для учителя является включение в урок АМ выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала помогают следующие методы – «Магазин», «Парный выход», «Светофор».
Практически на каждом уроке мне приходится знакомить учащихся с новым материалом. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер» «Мозговой штурм» позволяют сориентировать учащихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Смысл такого метода, как «Кластер» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.
На этапе закрепления изученного материала использую методы:
«Автобусная остановка», «Инфо-карусель», «Инсерт»
«Инсерт» или «Пометки на полях» позволяют ученикам отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически этот метод достаточно прост. Учащихся знакомлю с маркировочными знаками и предлогаю им по мере чтения ставить карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие:
+ знаю
- не знаю
? хочу узнать подробнее
! узнал новое
Данный метод обязывает учащихся не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Используя маркировочные знаки, учащийся соотносит новую информацию с имеющимися знаниями.
Завершаю урок, внеклассное мероприятие, применяя такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Эти методы помогают эффективно, грамотно подвести итоги урока. Для меня, как учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
Выводы
Уроки с использованием АМО интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Использование АМО позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок. ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.
© 2024, Кузнецова Жанна Михайловна 74