СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование позитивных жизненных перспектив студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Жизненные установки человека — это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.

Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:

  1. Я благополучен — ты благополучен
  2. Я неблагополучен — ты неблагополучен
  3. Я неблагополучен — ты благополучен
  4. Я благополучен — ты неблагополучен

«Я благополучен — ты благополучен» — самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой установки.

Вторая позиция «Я неблагополучен — ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.

Позиция «Я неблагополучен — ты благополучен» также возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.

И последняя жизненная установка «Я благополучен — ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности — явного унижения, очень жестокого обращения с ребенком.

Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то, что мы усвоили в детстве, влияет всю жизнь. Поэтому нужно очень серьезно относиться к формированию этих установок у наших детей, а для этого самое важное понять, осознать, какие установки сформированы у нас самих. Если наши установки неверны, если они не помогают нам быть успешными и счастливыми, мы в силах их изменить. Но, жизненные установки человека поддаются коррекции только в том случае, если есть настрой что-то менять. Однако зачастую все так запущено, что не хочется делать лишних движений. При этом хуже всего поддается корректировке позиция: «Я благополучен — ты неблагополучен», так как создается иллюзия счастья: я хороший, все просто замечательно, только вот люди вокруг какие-то не такие…

Если мы проведем параллель с уровнем самооценки личности, то картина вырисовывается следующая:

  • Заниженную самооценку личности выдают 2 и 3 позиции: «Я неблагополучен — ты неблагополучен» и «Я неблагополучен — ты благополучен»
  • О неадекватно завышенной самооценке речь идет в 4 позиции: «Я благополучен — ты неблагополучен»

Таким образом, есть шанс изменить свои жизненные установки, корректируя свою самооценку. Повышение самооценки — это не счет на раз-два. Повышение самооценки — долгая упорная работа с самим собой

Программа повышения самооценки

(каждый из пунктов плана подразумевает достаточно объемную и глубокую работу над собой)

  1. Принятие своих слабых сторон
  2. Прощение себя
  3. Поиск своих резервов
  4. Благодарение
  5. Сознание своей уникальности
  6. Любовь к себе

Принятия своих слабых сторон

Если в детстве ребенку часто говорят, что у него что-то плохо получается, что он в чем-то имеет «слабинку» или недостаток, все это приводит впоследствии к заниженной самооценке и неверным жизненным установкам. Принять себя тем сложнее, чем больше человек видит в себе недостатков. Здесь есть такие альтернативы:

  • Смириться. Но это означает не избавление от страданий, а как будто мы загоняем свою боль глубоко в подсознание. И рано или поздно, а чаще всего в самые неподходящие моменты случается сбой жизненной программы.
  • Перевоспитать характер и усилием воли отказаться от своих слабых сторон Тем не менее, они могут проявляться и в дальнейшем, чем еще больше вводить нас в полное отчаяние. Потому что большинство наших недостатков — это свойства нашей психики и темперамента, изменить которые практически невозможно.
  • Заменить (дополнить) недостатки положительными качествами, которые компенсируют их уход или придадут новый смысл. Эти качества будут такими же недостатками, только в «безвредной» дозе, поэтому они не будут на нас сильно влиять. Таким образом, произойдет искреннее их принятие. При этом мы понимаем, что у нас есть слабая сторона, но она тоже нам нужна для чего-то. Главное, контролировать ее меру проявления, чтобы она не выходила за рамки и служила нам во благо. К примеру: лень трансформируется в полноценный отдых, а гневливость — в эмоциональную разгрузку. Это позволяет принять недостаток, понять, что на самом деле не так все и плохо. И как раз принятие своих недостатков позволяет значительно повысить свою самооценку.

Формирование жизнестойкости у подростков - это процесс развития у них способности эффективно справляться со стрессом, трудностями и переменами, сохраняя при этом внутреннюю гармонию и не снижая успешности в деятельности. Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни, и значительную роль в этом процессе играют социум (семья, школа, сверстники) и педагогическая деятельность.

Основные направления формирования жизнестойкости у подростков:

  • Изучение индивидуальных особенностей:

    Понимание своих сильных и слабых сторон, а также потребностей, помогает подростку лучше принимать себя и свои ресурсы.

  • Формирование представлений о жизнестойкости:

    Помогает подростку выстраивать образ себя в будущем, как человека, способного успешно справляться с трудностями.

  • Отработка умений и навыков проявления жизнестойкости:

    Включает в себя обучение навыкам саморегуляции, позитивного мышления, принятия решений и решения проблем, а также умению обращаться за помощью.

  • Социальная поддержка:

    Важно создавать для подростков ситуацию успеха, поощрять их активность, предоставлять возможность для самовыражения и развития интересов, а также обучать навыкам общения и взаимодействия в обществе.

  • Обучение навыкам преодоления стресса:

    Включает в себя освоение техник релаксации, осознанности, позитивного переосмысления ситуации и управления эмоциями.

  • Поощрение самостоятельности и ответственности:

    Предоставление подросткам возможности принимать решения и нести за них ответственность, при поддержке и понимании, формирует чувство уверенности в себе и своих силах.

  • Формирование позитивного мышления и отношения к неудачам:

    Важно научить подростков воспринимать неудачи как опыт, извлекать уроки из ошибок и не опускать руки в трудных ситуациях.

  • Создание безопасной и поддерживающей среды:

    Важно, чтобы подросток чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным, чтобы у него была возможность открыто выражать свои чувства и получать поддержку.

Категория: Психологу
19.08.2025 15:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП