СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Жизненные установки человека — это базовые представления о мире и окружающих людях, которые влияют на ощущение полноценного счастья. Казалось бы, мир един, тем не менее, у каждого человека есть свой мир, наполненный переживаниями и собственными ценностями. И они могут как сделать нас счастливыми, так и разрушить наше счастье. Войти же в гармонию с миром, имея неправильные жизненные установки, невозможно.
Жизненные установки соответствуют 4 основным позициям:
«Я благополучен — ты благополучен» — самая здоровая жизненная установка, которая дает возможность пребывать в гармоничном состоянии с самим собой и окружающим миром. Это и есть основа для нашего счастья. Правильное отношение родителей, которое подразумевает воспитание свободной, гармоничной и целостной личности без потакания слабостям, а также их собственный положительный пример способствует развитию этой установки.
Вторая позиция «Я неблагополучен — ты неблагополучен» характерна для отъявленных пессимистов. Она может сформироваться в условиях острой нужды и/или при слабом здоровье. Также эта позиция характерна для людей с серьезными психологическими травмами, скорее всего, родом из детства.
Позиция «Я неблагополучен — ты благополучен» также возникает в отягощенных жизненных обстоятельствах, когда человек боится проявиться, раскрыть свое Я. Здесь может сыграть роль неправильное воспитание родителей, которые всячески подавляли инициативу ребенка.
И последняя жизненная установка «Я благополучен — ты неблагополучен» свидетельствует о скрытой мании величия. Скорее всего, формирование чувства надменности произошло еще в детстве. В этом случае родители наоборот не подавляли ребенка, а всячески превозносили его. Также она может возникнуть от другой крайности — явного унижения, очень жестокого обращения с ребенком.
Таким образом, формирование жизненных установок нередко берет начало в детские годы. В течение жизни могут происходить их трансформации, однако то, что мы усвоили в детстве, влияет всю жизнь. Поэтому нужно очень серьезно относиться к формированию этих установок у наших детей, а для этого самое важное понять, осознать, какие установки сформированы у нас самих. Если наши установки неверны, если они не помогают нам быть успешными и счастливыми, мы в силах их изменить. Но, жизненные установки человека поддаются коррекции только в том случае, если есть настрой что-то менять. Однако зачастую все так запущено, что не хочется делать лишних движений. При этом хуже всего поддается корректировке позиция: «Я благополучен — ты неблагополучен», так как создается иллюзия счастья: я хороший, все просто замечательно, только вот люди вокруг какие-то не такие…
Если мы проведем параллель с уровнем самооценки личности, то картина вырисовывается следующая:
Таким образом, есть шанс изменить свои жизненные установки, корректируя свою самооценку. Повышение самооценки — это не счет на раз-два. Повышение самооценки — долгая упорная работа с самим собой
Программа повышения самооценки
(каждый из пунктов плана подразумевает достаточно объемную и глубокую работу над собой)
Принятия своих слабых сторон
Если в детстве ребенку часто говорят, что у него что-то плохо получается, что он в чем-то имеет «слабинку» или недостаток, все это приводит впоследствии к заниженной самооценке и неверным жизненным установкам. Принять себя тем сложнее, чем больше человек видит в себе недостатков. Здесь есть такие альтернативы:
Формирование жизнестойкости у подростков - это процесс развития у них способности эффективно справляться со стрессом, трудностями и переменами, сохраняя при этом внутреннюю гармонию и не снижая успешности в деятельности. Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни, и значительную роль в этом процессе играют социум (семья, школа, сверстники) и педагогическая деятельность.
Основные направления формирования жизнестойкости у подростков:
Изучение индивидуальных особенностей:
Понимание своих сильных и слабых сторон, а также потребностей, помогает подростку лучше принимать себя и свои ресурсы.
Формирование представлений о жизнестойкости:
Помогает подростку выстраивать образ себя в будущем, как человека, способного успешно справляться с трудностями.
Отработка умений и навыков проявления жизнестойкости:
Включает в себя обучение навыкам саморегуляции, позитивного мышления, принятия решений и решения проблем, а также умению обращаться за помощью.
Социальная поддержка:
Важно создавать для подростков ситуацию успеха, поощрять их активность, предоставлять возможность для самовыражения и развития интересов, а также обучать навыкам общения и взаимодействия в обществе.
Обучение навыкам преодоления стресса:
Включает в себя освоение техник релаксации, осознанности, позитивного переосмысления ситуации и управления эмоциями.
Поощрение самостоятельности и ответственности:
Предоставление подросткам возможности принимать решения и нести за них ответственность, при поддержке и понимании, формирует чувство уверенности в себе и своих силах.
Формирование позитивного мышления и отношения к неудачам:
Важно научить подростков воспринимать неудачи как опыт, извлекать уроки из ошибок и не опускать руки в трудных ситуациях.
Создание безопасной и поддерживающей среды:
Важно, чтобы подросток чувствовал себя любимым, уважаемым и защищенным, чтобы у него была возможность открыто выражать свои чувства и получать поддержку.
© 2025, Дульман Валерия Григорьевна 43