Цель: овладение детьми старшего дошкольного возраста лексико-грамматическими нормами языка посредством формирования словообразовательной компетенции через дидактические игры и упражнения.
Задачи:
- Разработать систему образовательной деятельности по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений в едином образовательном пространстве ДО.
- Создать необходимые условия для формирования грамматического строя речи в группах.
- Формировать мотивационную готовности к словообразотельной деятельности.
- Формировать лексико-грамматическую компетенцию согласно правилам и нормам языка.
- Учить грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с языковыми нормами.
- Побуждать использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических моделей.
- Развивать личностные качества ребенка, психические процессы (мышление, воображение, внимание, память), эмоциональную сферу.
- Развивать у детей познавательные интересы, интеллектуальную (формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) и коммуникативную сферу (развитие фонетической, лексико-грамматической и связной речи, формирование диалогического общения, овладение нормами речевого общения с окружающими).
- Воспитывать навыки коллективной работы (умение слушать и слышать педагога, работать в заданном темпе, адекватно оценивать качество своей деятельности).
- Продолжать учить детей подводить итоги деятельности.
Направления работы по формированию словообразовательной компетенции у дошкольников:
- понимание грамматических форм слов;
- формирование и развитие процессов словообразования;
- грамматическое оформление фразы.
Формы реализации проекта:
- организация дидактического пространства в группах;
- систематическая организация образовательной деятельности, направленной на формирование и закрепление словообразовательных умений и навыков (организация специальной обучающей деятельности, направленной на формирование, развитие и закрепление лексико-грамматических категорий в свободное от занятий время; использование дидактических игр и упражнений по грамматике в контексте занятий по развитию речи, ФЭМП, ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности и т.д.; применение разнообразных грамматических форм при организации режима дня; контроль за использованием лексико-грамматических категорий в спонтанном общении детей );
- формирование лексико-грамматической компетенции в процессе логопедического сопровождения воспитанников с речевыми нарушениями.
Проект может быть включен в качестве модуля в состав основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Ожидаемый результат: обогащение речевого развития дошкольников посредством дидактических игр и упражнений по словообразованию, внедрение инновационных подходов в содержание воспитательно-образовательной работы в ДО.
При реализации данного проекта применяются словесные, наглядные, игровые и практические приемы и методы взаимодействия взрослого и ребенка ( экспериментирование, моделирование, занимательные упражнения, лексико-грамматические игры). Используется разнообразный дидактический материал: предметные и сюжетные картинки, игрушки, пособия.
Методический материал:
- Е.А. Левчук Грамматика в сказках и историях.- СПб., 2004
- О.А. Безрукова Грамматика русской речи. Учебно-методическое пособие из 2-х книг.-М., 2013
- Е.А. Алябьева Учим русский язык. Дидактический материал по развитию речи детей 5-7 лет.- М., 2013