СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Эти перемены коснулись и коррекционной школы. На первое место вышла задача формирования социально-бытовых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья. Активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.
Ребенок с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является важнейшей задачей обучения и воспитания, а также средством компенсации первичного дефекта.
Современный педагог Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение - это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти». Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда - вниз. И надо сделать всё для того, чтобы наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему - то научился в жизни, необходим определённый опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение. Необходимо развивать у наших воспитанников интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придётся решать, а это невозможно без оснащения их определённым багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.
Школа для наших детей является основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности.
Деятельность воспитанников проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в поведении в школе, общественных местах, а также в умении применить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:
Когда дети приходят в школу, они не имеют элементарные навыки самообслуживания. В этом направлении и начинается кропотливая работа:
- как правильно пользоваться иголкой и ножницами;
- как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
- как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;
- уход за обувью и её сушка после прогулок;
- правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
-качественно проводить влажную уборку, отжимать тряпку, наливать нужное количество воды в ведро;
- правильно стирать носки, ухаживать за своим телом, следить за внешним видом. Организуя повседневную жизнь детей с учётом приобретённых умений и навыков, на определённом возрастном этапе, постепенно повышается уровень требований. Дети среднего и старшего возрастов уже более самостоятельно делают ремонт одежды, они могут и постирать, почистить и погладить свои вещи.
Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения придаётся труду. Целесообразно организованная трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания. Именно в трудовой деятельности формируются навыки коллективной деятельности и ответственность за общее дело. Трудовые навыки прививаем детям через следующие виды деятельности: генеральная уборка комнат, все виды самообслуживания, участие в благоустройстве и уборке прилегающей территории школы. Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола, учим убирать за собой посуду, вытирать столы, составлять правильно стулья.
Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
Связь воспитательной работы с обучением осуществляется по принципу опережающего, параллельного или последующего взаимодействия. Такая интеграция обеспечивает целостность, системность и последовательность процесса социально – бытовой подготовки воспитанников.
© 2018, Ваврушко Татьяна Викторовна 751