СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование базовых национальных ценностей у младших подростков на примере подвига Александра Невского.
Цель современного образования — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечает базовые национальные ценности. Носителями базовых национальных ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации. К традиционным источникам нравственности относятся: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Для организации образовательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.
В условиях духовного кризиса, обращение к личности святого благоверного Александра Невского, знакомство с его житием может являться важнейшим источником формирования базовых национальных ценностей. В 2008 году на федеральном телеканале «Россия» был реализован проект «Имя Россия, победу в этих исторических выборах одержал образ святого благоверного князя Александра Невского.
Анализ школьной практики духовно-нравственного воспитания на примере жития Александра Невского позволил выделить критерии сформированности базовых национальных ценностей у младших подростков: конгнитивный, мотивационно - ценностный, деятельностный.
Конгнитивный компонент включает: знание истории России, на примере героя Отечества- Александра Невского, знание примеров из произведений литературы и искусства, касающихся его воинской доблести, отношения героя к Руси, своему народу, семье.
Мотивационно-ценностный: уважение к России, к ее истории и культуре, восприятие образа А. Невского, как образцов для подражания, желание быть полезным своей семье, Родине, оценка собственного опыта в семейном и социальном взаимодействии.
Деятельностный: выработка ответственного отношения к учебе, обязанностям к родным и близким людям, умение быть полезным, приносить радость другим членам семьи, проявлять свою заботу, внимание.
В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. Для младших подростков интересны героические и художественные образы. Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, игровая деятельность, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека. (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
Художественный образ Александра Невского, сложившийся веками, обладает всеми качествами для духовно-нравственного воспитания школьников, интерес к личности князя не ослабел, и продолжает иметь дидактический характер. Образ Александра Невского характеризуется тремя обязательными признаками:
– диалектичен потому, что в нем каждая эпоха выражала свое субъективно-историческое представление о князе;
– интегративен потому, что в нем слились воедино три ипостаси человеческого бытия: христианина, гражданина и семьянина;
– субъективен потому, что каждая эпоха и живущие в ней художники изображали свое видение героя (святого инока, доблестного военачальника, мудрого правителя).
Многообразие произведений, посвященных Александру Невскому, свидетельствует, о том, что общество имеет духовно-нравственную потребность в художественном образе «христианина, гражданина и семьянина», каким был Александр Невский. Работа по приобщению к наследию Александра - это знакомство с книгами об Александре Невском: «Александр Невский» В.Н. Терехова, «Невская битва» А.Я. Дегтярева, «Александр Невский» Ю. Бегунова. Детям интересно рассматривать иллюстрации, знакомиться с небольшими отрывками из этих книг. Основная деятельность младших школьников – игровая, и поэтому новые знания о Руси, о детстве княжича Александра и его обучении военному делу находят свое отражение в сюжетах игр, в создании крепостных построек из строительного материала, выполнении рисунков по этой теме.
Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:
-патриотизм — любовь к России, к своему народу. Готовность положить живот свой за люди своя – высший идеал христианской жизни. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики. В России именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, ему посвящены православные храмы. «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа». (Г. В. Вернадский.)
-социальная солидарность — выражающая в свободе личной и национальной, доверие и справедливость. Фигура Невского -это знаковая фигура для построения межнациональных и межрелигиозных отношений среди народов и конфессий России, она принимается всеми российскими национальностями.
гражданственность — мужество, служение Отечеству. «Князь Александр совершил пять поездок в Орду. «Кто-то мог соглашаться или не соглашаться с тем, как Александр защищал раздираемую междоусобицами Русь, как он ездил в Орду, как кланялся хану, как силою смирял новгородцев, отказавшихся платить хану подать. Но князь шел на эту Голгофу, понимая, что именно этими действиями он оградит Русь и не будет никакого порицания его служению» ( Патриарх Кирилла).
-верность семье, целомудрие - образ Александра Невского это образ семьянина, молодой правитель женился на Александре Брячиславне, дочери князя Полоцкого. Сын – Даниил причислен к лику святых.
-православие, как традиционная религия — спасение православной веры было для князя Александра основным делом его жизни Православие не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины». Подвиг Невского - подвиг христианского смирения, сопряженный с патриотизмом и христианской нравственности и христианского мировоззрения. Христианское вероучение в корне изменило сознание людей, их образ жизни, культуру и нормы морали.
-искусство и литература — образ Александра Невского красив, гармоничен, через него раскрывается духовный мир человека, смысл жизни, эстетическое развитие. Очень ярко представлен образ князя и в поэме Константина Симонова «Ледовое побоище».
-человечество — миролюбие. В последний раз в Орде Александр пробыл почти год. В этот период происходит окончательное формирование новой общеевропейской христианской цивилизации, сплоченной, несмотря на непрекращающиеся войны и усобицы, единой религией.
Выделенные базовые национальные ценности на примере подвига Александра Невского определяют современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В современных условиях социальной и культурной модернизации российского образования, требующих воспитания «высоконравственной, творческой, компетентной» личности образ Александра Невского востребован и педагогически целесообразен.
Литература:
1.Авдюшина Т.А. Формирование базовых национальных ценностей у младших подростков в процессе освоения произведений русской музыкальной классики в школе искусств.// Материалы межвузовской научно-практической конференции, Екатеринбург, 2012г.
.
3.Васильев Г.Н. Изучение биографии Александра Невского в школе. //«Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.
4. Гусакова В.О. Значение художественного образа Александра Невского в воспитании современной молодежи. //«Александр Невский на страже Отечества». 770-летие Ледового побоища. Материалы III Международных Александро-Невских чтений 18-19 апреля 2012 г.
2.Данелюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2011
© 2016, Порунова Марина Васильевна 1885