СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, для формирования читательской компетентности, считаю, что вначале необходимо изучить возможности класса. Если в классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, развито чувство товарищества, взаимовыручки, исходя из этого, применяются следующие технологии: системно-деятельностный подход, творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволяет добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.
Чаще всего класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строится вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Как же происходит
формирование
Принято выделять следующие методы работы. Работа с книгой - важнейший метод обучения.
Комментированное видео: обсуждение просмотренного фильма по прочитанной книге.
Метод информационной поддержки - предоставляются учащимся различные источники информации для отбора определенного материала.
Игровые методы: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.
Интерактивные методы: помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом, повышают мотивацию к обучению.
Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, я хочу привести примеры упражнения для тренировки качественного чтения.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям.
Кто самый внимательный.
Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах.
Слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:
Корабли меня обходят,
Знает лоцман наизусть.
Если «Л» на «Д» заменят.
То металлом окажусь
Л |
Д |
Мель - медь
Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)
РЕ_А, _З_РО, РО_Н_К,
Лесенки слов ЕЛ Б_
МЕЛ Б_ _
ОБЕД Б_ _ _
ВЕСЕЛ Б_ _ _ _
Слова в слове
Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Превращение слов
Л |
Е |
Н |
А |
|
Река во Франции |
||||
Река в Карелии |
||||
Река в европейской части России |
||||
Река в Закавказье |
||||
Река в Западной Сибири |
||||
К |
А |
М |
А |
Анаграммы
УДАР – Р_ _ _ (полезное ископаемое)
ФОРТ – Т_ _ _ (полезное ископаемое)
ОСТРОВ- Р_ _ _ _ _ ( город «Золотого кольца»)
Закончить предложение (любое определение).
Чтение с заданиями.
… воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Описание какой реки дано в отрывке стихотворения М,Ю, Лермонтова? Назовите исток и устье реки? Тип питания? Характер течения?
Упражнения, формирующие и развивающие
осознанность чтения.
Чтение текста с пропущенными словами.
При изучении топографических знаков в тексте вместо слов даны из обозначения. Дети должны, догадаться о чем идет речь при чтении и назвать его.
Игра в прятки.
Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.
Мнимое слово.
В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.
Фотоглаз
Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.
Финиш
Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.
Какого возраста можно встретить секвойи в Колорадо?
В Калифорнии на узкой полосе, нетронутой ледником, сохранился лес – одно из чудес на свете. Здесь живут «динозавры» растительного мира – гигантские секвойи. В этих деревьях поражает все: высота от 120 до 160м, диаметр ствола в 10-15 м, способность не гореть в огне, и наконец, их непостижимый возраст в 3-4 тыс. лет
Упражнения, развивающие
оперативное поле чтения и память.
Его необходимо выполнять в оптимальном темпе с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.
Тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты.
-80%
© 2015, Панарина Надежда Дмитриевна 1129