СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской культуры у учащихся на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер Целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, для формирования читательской компетентности, считаю, что вначале необходимо изучить возможности класса. Если в классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, развито чувство товарищества, взаимовыручки, исходя из этого, применяются следующие технологии: системно-деятельностный подход, творческий подход, сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволяет добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.

Чаще всего класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строится вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Как же происходит

формирование читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами).

Принято выделять следующие методы работы. Работа с книгой - важнейший метод обучения.

  1. конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица (путешественника, стороннего наблюдателя). Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
  2. тезирование - краткое изложение основных мыслей прочтенного.
  3. цитирование - дословная выдержка из текста (стратегия работы с объемным текстом).
  4. аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери смысла.
  5. составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков: статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
  6. составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Комментированное видео: обсуждение просмотренного фильма по прочитанной книге.

Метод информационной поддержки - предоставляются учащимся различные источники информации для отбора определенного материала.

Игровые методы: викторины, театрализованные игры, турниры, конкурсы.

Интерактивные методы: помогают более наглядно представить текст, расширяют возможности работы с текстом, повышают мотивацию к обучению.

Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, я хочу привести примеры упражнения для тренировки качественного чтения.

Упражнения, вырабатывающие

внимание к слову и его частям.

Кто самый внимательный.

Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах.

Слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:

Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если «Л» на «Д» заменят.

То металлом окажусь

Л

Д

Мель - медь

Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)

РЕ_А, _З_РО, РО_Н_К,

Лесенки слов ЕЛ Б_

МЕЛ Б_ _

ОБЕД Б_ _ _

ВЕСЕЛ Б_ _ _ _

Слова в слове

Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Превращение слов

Л

Е

Н

А

Река во Франции

Река в Карелии

Река в европейской части России

Река в Закавказье

Река в Западной Сибири

К

А

М

А

Анаграммы

УДАР – Р_ _ _ (полезное ископаемое)

ФОРТ – Т_ _ _ (полезное ископаемое)

ОСТРОВ- Р_ _ _ _ _ ( город «Золотого кольца»)

Закончить предложение (любое определение).

Чтение с заданиями.

воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне.

Я родился у Казбека,

Вскормлен грудью облаков,

С чуждой властью человека

Вечно спорить я готов.

Описание какой реки дано в отрывке стихотворения М,Ю, Лермонтова? Назовите исток и устье реки? Тип питания? Характер течения?

Упражнения, формирующие и развивающие

осознанность чтения.

Чтение текста с пропущенными словами.

При изучении топографических знаков в тексте вместо слов даны из обозначения. Дети должны, догадаться о чем идет речь при чтении и назвать его.

Игра в прятки.

Учитель начинает читать начало или окончание предложения, а дети должны найти данное предложение.

Мнимое слово.

В ходе чтения неправильно произносится слово, дети прерывают чтение, произносят и читают слово правильно.

Фотоглаз

Считывание слов с доски по одному. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли представлено такое-то слово. При этом названное слово могло и отсутствовать.

Финиш

Ставится задача читать текст до нахождения ответа на определенный вопрос, описание, мысли (сформулируйте теми же словами, что и в тексте или другими.

Какого возраста можно встретить секвойи в Колорадо?

В Калифорнии на узкой полосе, нетронутой ледником, сохранился лес – одно из чудес на свете. Здесь живут «динозавры» растительного мира – гигантские секвойи. В этих деревьях поражает все: высота от 120 до 160м, диаметр ствола в 10-15 м, способность не гореть в огне, и наконец, их непостижимый возраст в 3-4 тыс. лет

Упражнения, развивающие

оперативное поле чтения и память.

Его необходимо выполнять в оптимальном темпе с тем, чтобы «поле» чтения постоянно увеличивалось.

Тренировочные упражнения по скорописи и зрительные диктанты.

Категория: География
23.09.2015 16:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП