Информационная культура человека – это совокупность качеств, отражающих его знания и представления об информационных процессах в окружающем мире, владение информационными средствами, освоение систем морально-этических и юридических норм, ценностей, а также владение компьютерной грамотностью.
В информационном обществе необходимо начинать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер.
Основные приёмы формирования информационной культуры:
1. Использование на уроках мультимедийных презентаций. Это позволяет экономить время при объяснении нового материала, даёт возможность представлять материал в наглядном, доступном для восприятия виде.
2. Компьютерное тестирование. Проведение компьютерного контроля знаний учащихся является основой получения объективной, независимой оценки уровня учебных достижений каждого ученика.
3. Выполнение творческих заданий по темам «Свойства информации», «Алгоритмизация» (разработка блок-схем алгоритмов на основе сказок и стихов) и т.д. Анализ работ показал, что творческий подход в большей степени проявляется у тех ребят, которые посещают кружки, секции, т.е. дополнительно повышают уровень своего интеллекта.
4. Проблемные ситуации. Учащимся не даются готовые знания, выводы науки, а требуется от учеников самим дойти до истины, при этом учитель сам показывает путь познания истины. В процессе такой деятельности зарождается, развивается и утверждается познавательный интерес школьника, формируется его информационная культура.
5. Проведение практикумов. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых средств ИКТ. Например, практикум по теме «Электронные таблицы» в профильных классах состоит из 15 практических работ. Достаточное количество часов даёт возможность получить прочные знания по обработке данных в среде электронных таблиц.
6. Дифференцированные зачеты по программированию. Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть – это компьютерная тестовая проверка, охватывающая теоретическое содержание изученной темы. Практическая часть зачёта содержит 3 задачи: задача обязательного уровня, а также задачи повышенного уровня. Для каждого ученика по каждой теме подобраны индивидуальные задачи.
7. Проектные работы. Это приоритетное направление деятельности учителей информатики, а с появлением Интернета в школе стало возможным развивать интеграционные проекты: информатика – МХК, ОБЖ, физика, история, география и т.д. Типы проектов: краткосрочные (1-2 урока), среднесрочные (1-2 недели), долгосрочные (1- 3 мес.).