СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыка выразительного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыка выразительного чтения является неотъемлемой частью и даже целью методологии обучения выразительному чтению. Поскольку чтение является обязательным условием психологического, эмоционального и интеллектуального развития человека, то приоритетное значение на уроках литературы в младшей школе имеют средства, с помощью которых преподаватель научит читающих быть выразительными и чувствовать интонационные, художественные, чувственные аспекты произведений различной сложности [3, с. 50].

Особую важность при формировании навыка выразительного чтения имеет умение делать логические ударения. Это обеспечивает придание особенного и точного смысла силой голоса, умением выделить наиболее значимое слово среди остальных.

Создание умения читать с выражением происходит через выполнение упражнений. Например, для получения навыка делать логические ударения, можно использовать упражнения с карточками, на которых написано одно и тоже предложение с разными логическими ударениями. Учащимся предлагается прочитать один из вариантов, а после этого рассказать, о чем говорится в прочитанном предложении. После выполнения упражнения преподаватель должен спросить у детей, почему, на их взгляд, изменилось значение предложения, несмотря на то, что в нем всегда используются одни и те же слова. Затем преподаватель устанавливает, что выделение важного по значению слова осуществляется благодаря усилению, протяжности и повышению звучания выделяемого слова.

Кроме умения ставить логические ударения, овладение навыком выразительного чтения зависит от пауз. Речевые паузы являются остановками, делящими поток звуков на части, внутри которых звуковая последовательность непрерывна. Паузы играют как художественную, так и психологическую роль. Художественное значение они приобретают, когда читающий придает особое значение и силу фразам, следующим после паузы. Психологическая пауза при выразительном чтении чаще всего играет роль пунктуационную, чаще всего связана с троеточием в конце предложения и сигнализирует о волнении, которое необходимо передать слушателям [1, с. 25]. Создание умения поставить паузу в нужном месте читаемого произведения происходит благодаря чтению различных художественных произведений и с помощью специальных упражнений. Например, на карточках записаны предложения, в которых паузы обозначены графически. Учащиеся должны в различных вариациях прочитать написанное.

Умение читать выразительно не может считаться сформированным, если читающий не овладел способами управления интонацией. Интонация – одна из составных частей культуры речи, играющая определяющую роль в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях. Интонационные навыки приобретаются учащимися при выборе повышения или понижения тона голоса, темпа чтения и эмоциональной окраски читаемого отрывка. Изменение высоты тона голоса называется также мелодикой голоса. Мелодика используется для обозначения повествовательных предложений (здесь учащимся демонстрируется понижение голоса), вопросительных (голос повышается в центре вопроса).

Важно понимать, что не только упражнения на технику чтения формируют навык выразительного чтения. Крайне важно вырабатывать у читающих умения анализа в процессе чтения произведения, умение пользоваться голосом для обозначения интонаций.

Для анализа текста учащимся необходимо уметь разбираться в эмоциональной окраске произведения, эмоциональной и психологической характеристике героев, ситуаций, описываемых в произведении. Анализ текста становится доступен тогда, когда читающий понимает подтекст произведения. Понимание подтекста формируется из микронавыков: умения находить слова, которые отражают эмоции героев, определить состояние героев, соотнести героя и поступки, почувствовать симпатию или антипатию.

Навык читать с выражение формируется благодаря осознанию задачи при чтении, когда ученик понимает, что он должен донести до тех, кто его слушает, все эмоции и чувства, которые в нем вызвало произведение. Именно из-за сложности процесса осознания главной задачи выразительного чтения, процесс формирования навыка продолжает и по окончании учащимся младшей школы. В старших классах продолжение формирования навыка выразительного чтения должно преследовать цель глубокого понимания художественных произведений и усвоения правил синтаксиса и пунктуации.

Список использованных источников:

  1. Барабанова С.Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №3 С.24-27.
  2. Мустафаева Л. Проблемы речевой интеграции при обучении чтению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. №2 (13) С.219-221.
  3. Текучева И.В. Об основных направлениях развития методики обучения чтению на уроках русского языка в первой трети XX века // Среднее профессиональное образование. 2013. №9 С.50-52.
Категория: Литература
30.10.2016 15:45


© 2016 549

Рекомендуем курсы ПК и ПП