СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок развивающего обучения имеет постоянную психологическую структуру. Такой урок начинается с особой ситуации – установления контакта между детьми и учителем, создания атмосферы доверия, доброжелательности. Учитель «как бы» протягивает руку каждому из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу.
– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы- старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок еще не знает своих собеседников, не умеет вступать в диалог. В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут оказаться неготовыми к работе, поскольку для этого не создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности.
После установления межличностного контакта, создания атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным, знакомым, ученики его будут ожидать как новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором.
Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что ученикам самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, значит, «уловить авторский замысел».
Так например при изучении темы здравствуй сказка
Детям предлагается прочитать диалог Ани и Вани и поиграть в игру «Узнай сказку».
Что помогло вам узнать сказки?
Как вы считаете, для чего нужно знать сказки?
Назовите авторов этих сказок.
У некоторых сказок авторов нет, потому что это народные сказки.
Как отличить народную сказку от авторской?
На все эти вопросы вы сможете ответить, когда познакомитесь с темой «Здравствуй, сказка!».
Проблемная ситуация
Тема «Край родной, навек любимый»
Учебник «Литературное чтение», ч. 2.
Прослушайте песню «С чего начинается Родина?»
О чём эта песня?
Может ли человек жить без Родины?
Чем вам дорог наш край?
Что бы вы рассказали приезжему о нашем крае?
Какие места вам больше всего нравятся?
О России, о её природе написано много стихов и рассказов. С этими произведениями мы познакомимся в этом разделе.
Такую проблемную ситуацию можно создать с опорой на авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая-то загадка, интересная авторская задумка, идея, которую хочется понять, разгадать, которая приводит читателей к размышлению, к диалогу с автором и собеседниками.
Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует вступления учеников в особые диалоговые отношения. Сложность диалога на уроках литературного чтения заключается в наличии между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во время обсуждения, открытия новых авторских приемов… Автор – то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться к их решению. Так возникает учебно-познавательный мотив, который подталкивает детей к деятельности.
На этом этапе учителю необходимо организовать учебные действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия будут направлены на решение поставленной проблемы. Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Учитель должен быть предельно внимателен к тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым учениками по желанию. Все эти детские открытия обязательно фиксируются на классной или интерактивной доске в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.
Что же может стать кульминационным моментом урока? Разгадка замысла…
Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки зрения – это и есть открытие нового понимания художественного произведения, новых способов исследования творческой мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения во внутреннем мире, сопряженные с пониманием авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе учитель видит, как изменяются его ученики, что каждый из них открыл нового лично для себя в этом произведении, почувствовал ли красоту авторского слова.
Наконец, на уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы. Такое обсуждение отличается логичностью, конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять и пояснить важность его участия в исследовании литературного текста, авторского замысла.
Очень важно подчеркнуть значение коммуникативной деятельности учителя, который вне зависимости от изучаемого предмета может сказать ученику: «Молодец!» или: «За что мы можем себя сегодня похвалить?» — в этот момент и происходит формирование личностных УУД, т.е. личного эмоционального отношения учащихся к происходящему.
Таким образом, предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика, даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. Знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Что услышал – то забудешь, что увидишь – то запомнишь, что сделаешь – тому научишься.
© 2017, Бабкина Елена Николаевна 420