СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гармонизация общения в конфликтных речевых ситуациях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гармонизация общения в конфликтных речевых ситуациях.

Цель: получить понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Задачи

— дать понятие о конфликте и его типах; — выяснить причины конфликтов; — рассмотреть различные конфликтогены; — определить свой уровень конфликтности и способ выхода из конфликта; — найти адекватные формы разрешения конфликтов.

На доске - лексика: конфликт, конфликтогены, конфликтная ситуация, речевая стратегия, речевая тактика, инвектива, конфронтация, гармонизация.

В качестве эпиграфа к уроку показан небольшой (1,5 минуты) видеоролик, где использованы фотографии с конфликтными ситуациями и фотографии класса, в котором проходит урок, фоном звучит детская песенка со словами, которые рефреном проходят, “мы не можем с этим примириться, мы поможем детям помириться”.

Учитель (после просмотра ролика):

- Какие слова в этой песенке являются ключевыми?

(Ответ: Примирится – помириться, слова с общим корнем -мир- )

Сегодня мы будем говорить о том, как ситуацию конфликтную сделать мирной, то есть гармонизировать.

-Но сначала попробуем разобраться: можно ли в нашей жизни обойтись без конфликтов?

( Предполагаемые ответы: нет, так как на протяжении всей своей истории люди не могли обойтись без того, чтобы не конфликтовать, начиная с незначительной ссоры между соседями и кончая войной.)

Конфликты – реальное явление нашей жизни, и каждый человек сталкивается с ними постоянно. Вот почему изучением конфликтов занимаются всё активнее. Эту проблему изучают юристы, социологи, психологи, лингвисты, педагоги. Так, относительно недавно родилась юрислингвистика, объектом изучения которой является теоретическое и практическое взаимодействие языка и права.

В целом, конфликт не трагедия, а естественный процесс, который возникает внутри человеческого сообщества, будь то классный коллектив, семья или школа. Часто это помогает выявить рациональное зерно в разрешении ситуации, если конфликт не выходит за рамки разумного в способах выяснения истины.

-Почему могут возникнуть конфликтные ситуации?

(Ответы: могут столкнуться мнения, силы, интересы, влечения, притязания и т.д.)

Проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны.

Причин много. Если говорить о внутреннем конфликте, то это индивидуально: отношение к учебе, к своим обязанностям, смена места учебы, требования учителя, рения в семье, борьба за власть.

Причины внешнего, межгруппового конфликта: несовпадение точки зрения, конкуренция, различные цели в достижении результата, неприятие этих целей окружающими).

- В Интернете я натолкнулась на такую фразу: “Если в вашей жизни нет конфликтов, то проверьте, есть ли у вас пульс”.

-Как вы понимаете эти слова?

(Предполагаемые ответы: жизнь не бывает одного цвета, и человек не идеален, мы живем: страдаем, радуемся, - и мы все разные, поэтому неизбежны столкновения).

При взгляде на противоречивость и многообразие человеческой природы становится ясно, что жизнь немыслима без конфликтов.

-Но все ли конфликты необходимы в нашей жизни?

Наша задача сегодня рассмотреть различные конфликтогены, научиться гармонизировать конфликтные ситуации, попытаться найти адекватные формы разрешения речевых конфликтов, освоить, приобрести навыки анализа речевых конфликтных ситуаций, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Мы не будем говорить о ситуациях, которые приводят к судебным разбирательствам, мы поговорим о тех явлениях, которые портят нашу жизнь. Следствием этих ситуаций является угнетенное настроение, подавленность, раздраженность, дискомфорт. Ты оскорбил друга, нагрубил однокласснику, обидел родителей – и пошло-поехало.

По подсчетам исследователей у человека, втянутого в конфликт, на 70% снижается умственная деятельность. Вот, насколько это серьезно.

Чаще всего конфликт происходит из-за нашего неумения договариваться, идти на компромисс.

-А что является конфликтогеном?

( Ответ: Дословный перевод слова: “рождающий конфликт”. Конфликтогены - это слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Следует всегда учитывать, какую реакцию вызовут твои слова у собеседника, наперед просчитывать, что стоит делать, а что – нет)

Выделяют следующие типы конфликтогенов:

1). Проявление превосходства (критика, угрозы, обвинения, насмешки, издёвки, попытка обмана, утаивание информации, перебивание, игнорирование собеседника, снисходительное отношение, хвастовство).

2). Проявление агрессивности.

3). Проявление эгоизма.

4). Нарушение правил.

Возьмем конкретную ситуацию, описанную в рассказе В. М. Шукшина “Обида”. (Он будто рисовал ее из жизни, подслушивал)

-Как вы понимаете значение слова “Обида”?

( Значение слова взять из словаря Даля)

-Какие ключевые слова можно отметить во вступлении?

-Какая оппозиция намечена автором во вступлении?

(Благоразумие – неблагоразумие).

-Благоразумие – что за черта?

-Что вы понимаете под выражением “не из рыцарского сундука”? Что лежит в этом сундуке? Какие понятия, концепты входят в это словосочетание?

Ответ: концепт чести, достоинства. Рыцарский кодекс чести предполагает бесстрашный, решительный отпор обидчику, потому что честь, достоинство – главные жизненные ценности для рыцаря.

Человеку часто приходится выбирать, как поступить: бессловесно снести обиду, благоразумно, отойти в сторону или, как говорится в рассказе, “махать театральными мечами”.

Это и есть главная проблема рассказа.

Итак, посмотрим, как развивается конфликт.

Инсценировка конфликтной ситуации в магазине (подготавливается заранее учениками).

-Что становится поводом для речевого конфликта?

Ответ: незаслуженно обвинили. Изначально отмечена конфронтация: за прилавком – тётя, по другую сторону – Сашка с маленькой дочкой.

-Кто является инициатором конфликта?

Ответ: Продавщица.

-Охарактеризуйте действия продавщицы.

Ответ: Спросила строго, зло – тактика агрессии.

Засмеялась презрительно – тактика унижения.

Несгибаемая, не станет извиняться – тактика превосходства.

Повысила голос, приглашает к скандалу – тактика недоверия, подозрения.

-Какие тактики речевого конфликта продавщицы можно отметить?

Ответ: Агрессия, издёвка, унижение, недоверие, подозрение.

-Что можно сказать о речи продавщицы, какие языковые маркеры речевого конфликта можно отметить в ее речи?

Ответ: 1). “Ты” – с неизвестным человеком (“помнишь вчерашнее?”).

2). Грубая просторечная лексика (рот разевает, пьянчуга).

3). Неграмотная речь (плотют, делов).

4). Обидные оценочные слова (фон-барон, пьянчуга)

5). Сравнение “как Исусик” – неодобрительно о притворно-скромном и тихом человеке.

-Какова стратегия речевого поведения продавщицы?

Ответ: Инвективная – агрессивная брань, повышенная агрессия.

-Реакция Сашки?

Ответ: Удивлённо смотрел, оскорбился, обида толкнулась в грудь, сводит челюсть от обиды, затрясло, затряслись губы, лицо горело (эмоция стыда), в глазах стояло серьезное чувство (эмоция злости, гнев).

-Какие эмоции можно выделить?

Ответ: Стыд, злость, гнев.

-Какую тактику поведения выбирает Сашка?

Ответ: Тактика защиты. Обращается на “вы”, не опускается до оскорблений. Поддержки у очереди не получает: или равнодушие, или недовольство.

-Какие речевые тактики характеризуют толпу – очередь?

Ответ: Насмешка, недовольство, ирония.

-Плащ. Почему человек заменён вещью?

Ответ: ничего человеческого.

-Его действия?

Ответ: Недобро уставился. Стратегия конфронтации. Тактики: издёвка (рано пришел), угроза (я те поговорю), унижение, оскорбление (подворотня чёртова).

-Как дальше развиваются события?

-Что больше всего задело Сашку, вызвало чувство необходимости опротестовать?

Ответ: Для русского человека важно, чтобы справедливость восторжествовала. Несправедливое отношение его и возмущало (“справедливость” образовано от слова “правый”).

-Разрешился ли конфликт?

Ответ: остался открытым.

-Как можно было бы этот конфликт избежать, гармонизировать, закрыть, разрешить?

Ответы: Продавщица – поняла, что ошиблась, и извинилась.

Толпа могла поддержать Сашку: «Зачем вы при ребёнке!»

Или: «Человек говорит, что не он это был, значит, не он!»

Мог оказаться в этой очереди человек, который неравнодушен.

2ая часть урока. Работа в малых группах.

Учитель: Главный герой “Мертвых душ” Н.В. Гоголя очень умело гармонизирует отношения с разными, даже малознакомыми людьми. “Милейший” Павел Иванович Чичиков может найти ключик к разным людям, тем самым добиваясь своей цели. Чичиков – тип бизнесмена, чиновника. Его бы умения да в доброе русло.

Дома вы прочитали вторую главу “Мертвых душ”, где Чичиков, одержимый своей целью, встречается с Маниловым.

-Что характеризует речь Чичикова? Какую тактику выбирает Чичиков, общаясь с Маниловым?

Ответ: Он принимает тактику подстраивания под собеседника, стремится угодить. С этой целью использует

- суффиксы субъективной оценки (одна из достойнейших женщин, умница, душенька, приятная комнатка, миленькие малютки).

- слова в превосходной степени (предпочтеннейший и прелюбезнейший человек).

- тональность та же, что и у Манилова (отвечал ласково).

- синонимическую замену тех же слов (Манилов: «Вот мой уголок», Чичиков: «Приятная комнатка».)

В популярной передаче “Что? Где? Когда?” знатокам был задан вопрос: Какой музыкальный инструмент ведёт партию Чичикова в опере Родиона Щедрина “Мертвые души”?

Тему Собакевича ведёт контрабас, Манилова – флейта, а у Чичикова нет своего инструмента! Оказывается, его музыкальный образ создается с помощью инструментов, сопровождающих партии других персонажей, с которыми встречается главный герой.

С помощью подобного решения композитору удалось передать главную особенность Чичикова – его подвижность, вечную изменяемость, поразительную способность приноравливаться к людям и обстоятельствам.

-Скажите, хорошо это или плохо?

III часть урока.

Учитель: дома вы должны были подумать и смоделировать свою конфликтную ситуацию в малой группе, проанализировать, прокомментировать ее с точки зрения речевых тактик, стратегий, языковых средств.

У кого-то разрешился конфликт, у кого-то – нет, и каковы причины того и другого результата.

5 групп представляют свою речевую ситуацию. Следующая группа анализирует, другие помогают. Группа, которая представляла, подытоживает.

Попробуем ответить на вопросы: как можно избежать многочисленные речевые конфликты, которые наносят вред нашему моральному и физическому здоровью, потому что является нарушением этических и нравственных принципов и норм, принятых в нашем обществе.

Ситуация 1. В разговоре участвуют две девушки.

Д1: Голова болит. Выгляжу ужасно. Даже в зеркало смотреть не хочется. Ужас!

Д2: Я бы так не сказала. Выглядишь нормально. Стрижка у тебя хорошая, идёт тебе. Мелирование удачно сделала. Да и с учёбой у тебя всё отлично. Ты молодец. А голова болит – так в последнее время все болеют. У моей мамы голова тоже болит; говорят, магнитные бури сильные. Так что не прибедняйся: ты всегда на уровне.

Модель гармонизации. Собеседница «сохраняет лицо партнёра», применяет тактику лжи («выглядишь нормально»); смещает фокус разговора (о стрижке); находит позитивные моменты (учёба); намеренно использует отвлечённые комплименты. Конфликт мог бы развиться, если бы подруга повела себя нетактично: «Да, что-то ты точно ужасно выглядишь». Но она оказалась мудрее, смещая разговор на позитивные моменты.

Ситуация 2. Разговаривают мать и сын.

Мать: Может, в магазин сходишь, а?

Сын: Щас, разбежался. Отстань, а?

Мать: Щас? А я вот щас разбежалась картошку жарить. И я вот щас…

Сын (смеётся): Ладно. Бабло давай, только побольше.

Мать: Да уж отслюнявить придётся. Держи.

Модель гармонизации. Мать сглаживает конфликт, переключаясь на жаргонный код. Конфликт мог бы развиться, если бы мать применила тактику замечания-отпора, начала «выяснять отношения» и дальше. Сын сглаживает конфликтную ситуацию смехом и согласием.

Мать сглаживает конфликт, переключаясь на жаргонный код.

Ситуация 3. Разговор на почте, где пожилые люди в день пенсии сидят-стоят в очереди.

Пожилой мужчина: Скажите, пенсию можно получить?

Оператор: Можно. В очередь вставайте.

ПМ.: Где? Где очередь?

П.Ж. 1.: Вот сидят все. Не видишь или что?

П.М.: Я что, стоять здесь должен или как? (возмущённо)

П.Ж.1: А ты посиди, видишь, кресла поставили.

П.М. (ожесточённо): Сами сидите. Всю жизнь в очереди, привыкли уже.

П.Ж.2: И вы привыкайте. Вон место свободное. До шести работают. Без перерыва. Посидите, ничего не случится.

П.М.(оглядывает сидящих женщин, пожимает плечами и уходит).

П.Ж.: Не могут они (мужчины) в очереди. Чуть что, так сразу бежать.

П.Ж.2: Терпения у них нет. Мужики. Что сказать?

Анализ ситуации. Конфликт инициирует мужчина (тактика нападения). Женщины объединяются в едином порыве «поставить на место» нетерпеливого. Выбирают тактику отпора, иронии, не озлобляются, а демонстрируют своё превосходство.

Ситуация 4. Девушка и молодой человек на вечеринке у общего знакомого.

МЧ: Ты что, уходишь уже?

Д: Да, давно пора уже.

МЧ: Нет, я не понял. Ты куда собралась? (властно, с раздражением)

Д: Я же сказала. Домой.

МЧ: А что так рано-то?

Д: Ничего себе рано! Да к тому же я очень устала, а завтра день трудный – надо выспаться.

МЧ:Слушай, если ты уйдёшь, я обижусь.

Д: Перестань. Что как маленький-то? (с иронией)

МЧ: Ну и ладно (делает вид, что обижается).

Д: На обиженных воду возят. Знаешь об этом? (улыбается)

МЧ: Ну и ладно, иди, если уж тебе так надо (постепенно смягчается). Только дождись такси. Одну я тебя не отпущу пешком.

Д: Ладно.

Модель гармонизации. Молодой человек – конфликтант (его стратегия – подчинить девушку. Девушка имеет чёткую рациональную стратегию избежать конфликта (спокойный тон, рациональная аргументация, тактика дружеского подтрунивания). Конфликтант меняет стратегию провокации конфликта на стратегию примирения. Результат – гармонизация общения.

Ситуация 5. Разговаривают брат (он старший, живёт на квартире с молодой женой) и сестра.

Б: Привет.

С:Привет. Ничем не хочешь меня обрадовать?

Б: Напомни…

С: Ты мне, кажется, что-то обещал.

Б: Чёрт, опять диски тебе забыл принести. Прости.

С: Ты уже месяц обещаешь и всё донести не можешь.

Б: Ну честное слово, я просто забыл.

С: Да ну тебя. Достал уже. И сумку тоже не принёс. Я уже и не спрашиваю про неё.

Б: Мы просто с женой в бассейн собирались, она нам нужна. А диски я тебе принесу. Только не обижайся. Пожалуйста.

С: Если ты мне завтра их не принесёшь, я куплю какую-нибудь попсу и буду слушать (шутливо угрожает).

Б: Только не это. Не пугай меня так (оба смеются).

С: Ты завтра только не забудь, ладно?

Б: Постараюсь.

С: Я тебе постараюсь (шутливо угрожая).

Модель гармонизации. Сестра – инициатор ситуации риска. Выражает недовольство, использует стратегию обвинения. Тактика настойчивого напоминания старой обиды, упрёка, демонстрации обиды. Брат хочет оправдать себя, избежать потенциального конфликта, он реализует стратегию признания вины. Тактики: выражение досады на себя, оправдания, обещание устранить причину обиды, просьба о прощении. В его речевой стратегии реализуется тактика гармонизации конфликта.

Конфликтант меняет стратегию обвинения на стратегию прощения (принятие уступки).

Результат – гармонизация общения.

Итоги подводим все вместе (оставить на подведение 10 минут).

- Если вы не будете капризничать, упрямиться, а немного уступите в любом споре, от этого вы только выиграете.

- Если вы не будете предъявлять чрезмерных требований к окружающим, не будете пытаться изменить их, вы сможете свести конфликтную ситуацию на нет.

- Важно уметь внимательно слушать собеседника, сочувствовать, сопереживать, чувствовать эмоциональное состояние других людей, ставить себя на его место.

Категория: Литература
04.05.2015 01:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП