СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География в жизни...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно - нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно - нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.

Важная ступень развития гражданина - это осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Именно здесь наполняются конкретным, чувственно - выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».

Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли в целом. Уникальность школьного курса географии заключается в том, что единственный предмет, объединяющий знания о социально - экономическом окружении школьника. Географические знания могут стать базой для разнообразной практической деятельности, повседневным фактором развития личности. География как предмет направлена на создание ярких, целостных, запоминающихся образов. Чем разнообразнее предоставляемая информация об изучаемом объекте, тем выше познавательный интерес к материалу, разнообразнее и плодотворнее деятельность учащихся. «Все поразительные местоположения, великие явления природы, - утверждал Н.В. Гоголь, - должны быть окинуты яркими красками. Что действует сильно на воображение, то не скоро выбьется из головы».

Вклад школьной географии в развитии личности определяется тем, что:

- географические знания, наряду со знаниями других предметов, вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, базовых национальных ценностей;

- изучение географии закладывает основы пространственного мышления;

- изучение предмета развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

- география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: «я житель», «я гражданин», «я исследователь», «я работник» что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду.

Под нравственным становлением личности сегодня понимается целенаправленное формирование нравственного сознания, развитие нравственного чувства, навыков и привычек нравственного поведения человека на основе общечеловеческих ценностей. При этом большое значение уделяется гармоничному объединению общечеловеческих и национальных ценностей. Исключительное значение имеет преобразование этих ценностей в личностные ценности каждого школьника, необходимо утвердить в их сознании следующие идеи:

  1. Планета Земля – общий дом человечества.

  2. Родина – уникальная для каждого человека земля, дарованная судьбой.

  3. Мир, покой и согласие между людьми, народами, странами – главное условие существования каждого человека и человечества в целом.

В современных условиях возрастает роль географии в воспитании личности. Географическое образование является надежной основой для воспитания личности гражданина России. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Возрастающий интерес к изучению географии можно объяснить несколькими факторами:

- география как наука находится на стыке естественных и общественных наук, обеспечивая связь между природными, экономическими и социальными процессами и окружением, что создает основу для выработки у учащихся оценочных суждений, выбора критериев оценки;

- ориентация только на умственное развитие учащихся в настоящее время признается недостаточным. Вполне очевидно, что в учебном процессе знание должно идти рука об руку с переживанием. В.С. Преображенский подчеркивал уникальные возможности географии: «в этом предмете с особой силой совместно развиваются и образное восприятие и логическое мышление»:

- в изучении современной географии особое внимание уделяется человеку, миру людей, культуре отдельных народов, особенности их быта, религий, то есть усиливается гуманитарное крыло географии; усиливается цивилизованное направление в познании прошлого и настоящего в географии, возрастает интерес к явлениям исторической географии.

Воспитание чувства патриотизма непрерывно связано с эстетическим воспитанием. Задачей эстетического воспитания является развитие чуткости к красоте, развитие таких сторон личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. Эстетическое чувство природы важно формировать, когда складывается духовный мир человека. Возможности для эстетического воспитания при изучении географии вытекают из самой сути географической науки, центральной проблемой которой является проблема природа - человек.

Не мене важная задача духовно – нравственного воспитания школьников - воспитание уважения к людям труда, науки и культуры. При этом тесно переплетаются задачи морально - этического и нравственно - патриотического воспитания учащихся. При изучении географии отдельных стран происходит знакомство с их населением, особенностями материальных, духовных, культурных ценностей, которые отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, скульптура, обряды, нормы поведения, хозяйственная деятельность человека).

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно – свидетельство не только незнания и несоблюдения законов природы, но и духовной черствости людей, поэтому экологическое воспитание – важная составляющая в воспитательном процессе. В процессе образования курс географии единственный, рассматривающий экологические проблемы на трех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Не менее важно, что география включает материалы оценочного характера, что является важной составляющей частью целостного процесса воспитания экологического сознания. География помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. Именно на уроках географии происходит формирование и развитие нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Экологическое содержание курса географии располагает огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности.

Географическое образование вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию; вести наблюдения на местности, заниматься краеведческим изучением своего региона, своей местности. Этот предмет вносит вклад в трудовое воспитание учащихся и в профориентацию, помогает удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании окружающего мира.

Итак, географическое образование уникально, цели его широки, задачи многообразны. Это образование – надежная основа для воспитания гражданина своей страны и Земли.

Категория: География
17.12.2023 09:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП