СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: «Геометрическое изображение комплексных чисел. Тригонометрическая форма записи комплексных чисел»
1. Продолжаем работать с комплексными числами. Как вы уже поняли, комплексное число можно записать в виде z = x+iy ( или z = x+yi, что в принципе одно и тоже, в разных учебниках может быть записано по разному), а так же может быть использована запись z = a+ib, здесь а- это как х (икс), а b – как у (игрэк). Поэтому и в различных видео-уроках может быть использовано разное обозначение!
2. Перейдём к изучению нового материала. Вот вопросы на которые нужно найти ответ сегодня:
Как геометрически можно изобразить комплексные числа? Какой вид имеет тригонометрическая форма комплексного числа? Ответить на эти вопросы вы сможете, просмотрев видео-урок№1 (2 мин) по ссылке
Далее перейдём к видео-уроку№2 (9 мин.) по ссылке
3. Повторение ранее изученного. Давайте вспомним, как выполняются действия над комплексными числами в алгебраической форме. Для этого посмотрите предыдущий конспект, действия с к.ч. в алгебраической форме.
Пример1. Выполнить действия: а) (2 + 3i)2; б) (3 – 5i)2; в) (5 + 3i)3.
Решение. Воспользуемся формулой «квадрат суммы» и «квадрат разности», «куб суммы» (в предыдущем конспекте мы их записали)
а) (2 + 3i)2 = 4 + 2×2×3i + 9i2 = 4 + 12i – 9 = – 5 + 12i;
б) (3 – 5i)2 = 9 – 2×3×5i + 25i2 = 9 – 30i – 25 = – 16 – 30i;
в) (5 + 3i)3 = 125 + 3×25×3i + 3×5×9i2 + 27i3;
так как i2 = – 1, а i3 = – i ( что такое i3 =i2 * i, вместо i2 =-1, то -1 умножить на i, получим –i), то по формуле кубов, получим :
(5 + 3i)3 = 125 + 225i – 135 – 27i = – 10 + 198i.
Рассмотрим теперь применение формулы (a + b)(a – b) = a2 – b2.
Пример2. Выполнить действия: а) (5 + 3i)(5 – 3i); б) (2 + 5i)(2 – 5i); в) (1 + i)(1 – i).
Решение.
а) (5 + 3i)(5 – 3i) = 52 – (3i)2 = 25 – 9i2 = 25 + 9 = 34;
б) (2 + 5i)(2 – 5i) = 22 – (5i)2 = 4 + 25 = 29;
в) (1 + i)(1 – i) = 12 – i2 = 1 + 1 = 2.
Пример3. Выполнить деление:
Решение:
Напоминаю, чтобы выполнить деление, нужно числитель и знаменатель умножить на выражение сопряженное для знаменателя, т.е. на (5+7i). Умножим отдельно числитель и знаменатель на (5+7i):
Числитель: (2 + 3i)(5 + 7i) = 10 + 14i + 15i + 21i2 = – 11 + 29i;
Знаменатель: (5 – 7i)(5 + 7i) = 25 – 49i2 = 25 + 49 = 74.
Итак, получим: . Это ответ.
А теперь, давайте рассмотрим решение квадратных уравнений, дискриминант которых отрицателен. Неожиданно, правда?
Пример4. Решите уравнение: а) x2 – 6x + 13 = 0; б) 9x2 + 12x + 29 = 0.
Решение:
а) Найдем дискриминант по формуле: D = b2 – 4ac.
Так как a = 1, b = – 6, c = 13, то D = (– 6)2 – 4×1×13 = 36 – 52 = – 16; D < 0, √-16=√16i2=4i, так как i2 – это -1
Корни уравнения находим по формулам:
Это ответ.
б) Здесь a = 9, b = 12, c = 29. Следовательно, D = b2 – 4ac =122 – 4×9×29 = 144 – 1044 = – 900, √-900=√900i2=30i
Находим корни уравнения:
Это ответ.
Вывод! Мы видим, что если дискриминант квадратного уравнения отрицателен, то квадратное уравнение имеет два сопряженных комплексных корня, т.е. корни отличаются только знаком в числителе.
4. Внимание! Домашняя работа: на оценку «3» выполнить 4.1.(1,2,3,4)
«4» выполнить 4.1. (1,2,3,5,7,8) и 4.2.(а)
«5» выполнить 4.1.(1,3,5,7,8,10) и 4.2.(а, в), можно решить все задания (в качестве подстраховки)
4.1.Выполните действия:
1) (3 + 5i) + (7 – 2i) ; 2) (6 + 2i) + (5 + 3i); 3) (– 2 + 3i) - (7 – 2i) ; 4) (2 + 3i) - (5 – 7i); 5) (6 + 4i)×(5 + 2i); 6) (– 2 + 3i)×(3 + 5i); 7) (1 –i)×(1 + i) ; 8) (3 + 5i)2 ; 9) (2 – 7i)2 ;;10)
4.2.Решите уравнения: а) x2 – 4x + 13 = 0; б) x2 + 3x + 4 = 0; в) 4x2 – 20x + 26 = 0.
Решение домашней работы отправляем на почту [email protected]. Если есть вопросы- задавайте, пишите на почту.
© 2020, Шостак Оксана Юрьевна 905