© 2016 668
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Из обращения Сталинградского городского комитета обороны к жителям города: «Дорогие товарищи! Родные сталинградцы! Остервенелые банды врага подкатились к стенам нашего родного города. Снова, как и 24 года тому назад, наш город переживает тяжёлые дни. Кровавые гитлеровцы рвутся в солнечный Сталинград, к великой русской реке Волге. Воины Красной Армии самоотверженно защищают Сталинград. Все подступы к городу усеяны трупами немецко-фашистских захватчиков. Обер-бандит Гитлер бросает в бой всё новые и новые банды своих головорезов, стремясь любой ценой захватить Сталинград. Товарищи сталинградцы! Не отдадим родного города, родного дома, родной семьи. Покроем все улицы города непроходимыми баррикадами. Сделаем каждый дом, каждый квартал, каждую улицу неприступной крепостью…»
Неприступная крепость
Такой неприступной крепостью в Сталинграде стал Дом Павлова, даже на личной карте Паулюса он был обозначен как крепость. Пленные немцы считали, что его обороняет целый батальон.
Четверо разведчиков во главе с сержантом Яковом Федотовичем Павловым обследовали дом, стоявший в центре площади 9 Января, в подвале которого были обнаружены женщины, дети и санинструктор с двумя ранеными. В одной из квартир выгодную позицию занимали немцы, но наши разведчики быстро справились с гитлеровцами, расстреляв их из автоматов. В последнем подъезде прятались ещё тридцать жильцов этого дома: женщины, старики, дети. Я. Ф. Павлов принял решение – держать оборону дома.
Через санинструктора он передал короткую записку: «Дом занят. Жду дальнейших указаний». Большой четырёхэтажный дом обороняли вчетвером в течение двух суток, потом прибыло пополнение из 22 бойцов.
Старший сержант Воронов
Одним из вновь прибывших был Илья Васильевич Воронов. Из воспоминаний генерал-полковника А. И. Родимцева: «Старший сержант Воронов по должности считался заместителем командира пулемётного взвода, но так как после недавних боёв от взвода осталось только шестеро бойцов и один пулемёт, то Воронов по праву старшего становился наводчиком. И. В. Воронов, орловский колхозник, был на редкость аккуратен, сдержан и добродушен».
И. В. Воронов родился 10 августа 1921 года в селе Глинки Шаблыкинского района Орловской области в бедной многодетной крестьянской семье. Когда умер отец, старший сын Илья, которому едва исполнилось 11 лет, взял все заботы о шестерых братьях и сёстрах на себя. Получив паспорт, он отправился на заработки в Донецк.
В 1940 году Воронова призвали в Красную Армию в городе Черновцы Украинской ССР. В армии он был отличником боевой и политической подготовки. После окончания полковой школы младших командиров получил звание сержанта.
Для дальнейшего прохождения службы И. В. Воронова направили в Киевский военный округ командиром отделения в 10-ю запасную бригаду, где его и застала Великая Отечественная война. Из воспоминаний И. В. Воронова: «В начале войны я со всеми отделениями занимался выгрузкой снарядов с эшелонов, а когда немцы подошли к Киеву, командование приказало мне взорвать склады с боеприпасами, что я со своим отделением и сделал. Затем отступали через Украину, через Харьков в Сталинградскую область… В феврале 1942 года я попал на фронт и участвовал в боях на харьковском направлении. 13 мая осколком мины был ранен в голову и лечился в госпитале в г. Купянске, а затем меня санитарным поездом отправили в Астрахань, где я полностью выздоровел…».
После госпиталя Илья Воронов был направлен в 13-ю гвардейскую дивизию под командованием участника войны в Испании генерала А. И. Родимцева. Уже в первом бою 19 сентября Воронова ранили, но позиции он не покинул. За этот бой И. В. Воронов получил свой первый орден Красной Звезды.
58 дней и ночей
Но вернёмся в Дом Павлова. Увеличение гарнизона не прошло бесследно. Фашисты сразу же пошли в атаку, но тут же были полностью уничтожены. Тогда немцы перешли на артиллерийско-миномётный обстрел. Ежедневно по дому из орудий и миномётов производилось100–120 выстрелов. Но и этим гитлеровцы не ограничились, они соорудили баррикады и все подступы к дому были взяты под прицел пулемётов и автоматов.
Дом Павлова оказался отрезанным от дивизии. Надо было пополнять боеприпасы, лечить раненых, кормить бойцов, женщин и детей. Тогда пятеро самых выносливых и смекалистых, в том числе и Воронов, предложили рыть траншею к Волге. Рыли по ночам, тайком, прерываясь только на отражение фашистских атак. Траншея помогла наладить телефонную связь. Вокруг дома были поставлены мины, фугасы, проволочные заграждения. В стенах дома были пробиты бойницы. Дом Павлова стал настоящей крепостью.
58 дней и ночей продолжалась оборона, но бойцы не только оборонялись. 25 ноября они перешли в атаку и штурмом заняли ещё два дома. Однако силы были неравны, немцы забросали оставшихся бойцов гранатами. Воронова ранило в живот и лицо. Пока он перевязывал раны, немцы предприняли ещё одну атаку. Воронов взял пулемет и начал отбиваться. В это время разрывной пулей его ранило в левую руку. Перевязав её, Воронов продолжал вести огонь по врагу, выдергивая чеку зубами и бросая гранаты, чтобы отразить атаку гитлеровцев.
Фашисты открыли огонь из орудий и миномётов. Снаряд попал в пулемёт и вывел его из строя. Это был самый тяжёлый бой, в котором погибло 60 процентов личного состава гарнизона. От разрыва немецких гранат Воронов получил ещё несколько ранений. Истекая кровью, он дополз до Дома Павлова, откуда санитары переправили его через Волгу в госпиталь, где Воронова прооперировали, ампутировав правую ногу.
Возвращение домой
Дом Павлова, при попытке захватить который Германия потеряла больше своих солдат, чем при завоевании всей Франции, всё-таки отстояли. И Илья Воронов, на теле которого врачи насчитали более 20 пулевых и осколочных ранений, всё-таки выжил и через 15 месяцев лечения вернулся на родину.
Приехав в 1944 году в родной дом в селе Глинки Шаблыкинского района инвалидом первой группы, Илья Васильевич долго не мог оправиться от военной жизни, привыкнуть к своему новому положению. Да и многочисленные раны давали о себе знать. Фронтовые друзья не разыскивали Воронова, считали его погибшим. И только в 1957 году, в годовщину Сталинградской битвы, он встретился с оставшимися в живых боевыми товарищами. С этого времени завязалась переписка с однополчанами, писателями и журналистами, писавшими о Сталинградском сражении.
В Орловском областном государственном архиве хранится личный фонд Ильи Васильевича Воронова, документы которого позволяют более подробно исследовать жизнь и подвиг этого замечательного человека. Несколько раз представление о присвоении Воронову звания Героя Советского Союза направлялось в Правительство РСФСР и СССР, но справедливость не восторжествовала, хотя некоторые из писавших Воронову адресовали письма к нему так: «Герою Советского Союза И. В. Воронову».
Пока мог, Илья Васильевич часто ездил в Сталинград, встречался со школьниками и молодёжью, его именем названа одна из улиц города, а на стене музея-панорамы Сталинградской битвы высечено имя ветерана.
И. В. Воронов награждён двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степеней, медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими правительственными наградами.
В последние годы жизни Воронов передвигался только в инвалидной коляске, болезненно переживал крушение Советского Союза, ведь защищали Дом Павлова представители разных национальностей: русские, украинцы, узбеки, абхазец, грузин, таджик, татарин – советские люди. Их победа имела огромное значение для дальнейшего разгрома врага: не сдали дом, не сдали город, не сдали страну.
Умер Илья Васильевич Воронов 2 января 2006 года.
Источник: http://www.vestnik57.ru/page/geroj-oborony-doma-pavlova
*
См.:
Карта сайта
День за днём… (2: 2 февраля)
День за днём… (5: 2 мая)
© 2016 668