СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гиперактивность и школа
Немаловажную роль в коррекции гиперактивности играет школа. Существуют обобщенные рекомендации для учителей и родителей, как заниматься с гиперактивным ребенком, чтобы достичь нормализации межличностных взаимоотношении и достаточного усвоения школьной программы.
Родителям важно не выработать у малыша стойкого отвращения к школьному процессу еще до начала самого обучения. Выяснить, какие из познавательных процессов у ребенка «хромают»: слуховая память, логическое мышление, образное мышление. Сформировать позитивный настрой на предстоящую учебу.
Для этого не стоит отдавать ребенка в школу, если на момент поступления ему нет еще 7 лет. Необходимо посещать подготовительные курсы. Идеальный вариант – курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Кроме того, что между ребенком и учителем установится контакт, они найдут подходы друг к другу, ребенок также познакомится с пространственной организацией школы (раздевалкой, этажами, классами), практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работе в тетради.
Заниматься со своим ребенком дома на протяжении всего года перед школой.
Живем по правилам:
1. Помните, что у гипердинамичных детей из-за особенностей их нервной системы бывают не только «плохие дни», но и «плохие» часы. Заставить ребенка в такие часы делать что-либо, значит, понапрасну губить его и свои нервные клетки. Учите ребенка контролировать свое состояние. «После садика ты кажешься очень возбужденным. Может, стоит принять душ, а потом уже начать заниматься?», или, «На этот раз у тебя все получилось замечательно. Пожалуйста, запомни это состояние!»
Периоды работоспособности можно вычислить только методом проб и ошибок. И лучше
сделать это именно в преддошкольный год, исходя из особенностей ребенка, а не из собственных представлений о том, что правильно, а что нет.
2. Формирование ритуала занятий
Чтобы занятия проходили успешно, чтобы у гиперактивного ребенка в голове существовало хоть какое-то произвольное внимание и хоть какая-то внутренняя дисциплина, ему необходима дисциплина внешняя. Обязательно нужно постоянное место для приготовления «уроков», для ваших с ним занятий. Стол и стул нужной высоты, свет слева, на столе нет лишних вещей, отвлекающих ребенка.
Итак ритуал. Приготовлена тетрадь. Выключены все «отвлекатели» (телефон, телевизор, компьютер). Обычно, сами занятия не вызывают у ребенка видимых трудностей. Главная задача родителей не давать ребенку отвлекаться. Вы должны тактично, но неуклонно возвращать его к теме задания. В начале обучения с чадом надо «сидеть». Если родители не будут контролировать ребенка, то в его тетрадях воцарится совершеннейшее безобразие, которое будет расстраивать именно его, а также занижать его самооценку и без того, как правило, невысокую. Давать возможность сменить деятельность – чередовать умственную работу с физической активностью.
3. Отработка правильной последовательности выполнения заданий. Часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. Но для гиперактивного ребенка это недопустимо. Столкнувшись сразу с трудностями, ребенок «опустит» руки. Трудности их не вдохновляют! Поэтому начинать нужно с самого простого задания. Дальше нужно переходить к более трудным, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. Заканчивать нужно опять же чем-нибудь легким. При такой расстановки сил у ребенка останется ощущение успешности занятия в целом.
4. Подготовить гипердинамического ребенка с нормальным интеллектом к массовой школе можно практически всегда, но иногда приходится учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Не клеймите ребенка – постепенно у него все получится.
5. Как научить ребенка с гиперактивностью уважению прав окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных эмоций и поступков, навыкам эффективного социального взаимодействия с людьми?
Правила поведения, которые предлагаются ребенку, должны быть простыми, понятными и целенаправленными, предусматривать определенное время на их выполнение. Ему объясняют, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. Наоборот, невыполнение правил повлечет за собой санкцию (временная отмена привлекательных для ребенка занятий: катания на велосипеде, просмотр телепередачи, любимой игры). Обсуждайте с ребенком его поведение и высказывайте замечания спокойно и доброжелательно. Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).
Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
При необходимости изменить поведение ребенка важно выбирать для преодоления какую-либо одну проблему на определенный период времени.
6. Для развития тонкой моторики и общей организации движений полезно включать гиперактивных детей в занятия хореографией, танцами, теннисом, плаванием, каратэ (но не силовой борьбой, боксом – т.к. они потенциально травматичны, а непосредственный телесный контакт приводит к перевозбуждению).
7. Призовите на помощь специалистов и постарайтесь вместе установить контакт со школьными педагогами, ознакомить их с информацией о сущности и основных проявлениях синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, об эффективных методах работы с гиперактивными учениками. От педагога по возможности требуется игнорирование вызывающих поступков ребенка и поощрение хорошего поведения. Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.
Задания на уроках учителю следует предлагать постепенно, рассчитанные на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой из них, внося требуемые коррективы.
8. Добивайтесь повышения у ребенка самооценки, уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков, достижений успехов в учебе и повседневной жизни. Определите сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции и навыки, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.
9. Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема. не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.
© 2018, Малкерова Юлия Петровна 216