СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зачатки глобализации наблюдаются в Древнем Риме, который первым из государств утвердил господство над Средиземноморьем и способствовал взаимопроникновению культур и разделения труда.
С конца прошлого века стратегия развития мирового сообщества и специализация государств определялась транснациональными компаниями (ТНК), финансово-промышленными группами и международными финансовыми институтами (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.), формально образующих вместе некое подобие "мирового правительства".
ТНК стали проводниками политики мировой глобализации и совместного контроля мирового рынка сырья, промышленной продукции и услуг, что позволяет им манипулировать общественным мнением, например, через крупнейшие информационные компании (BBC, CNN и пр.), проникать в высшие органы власти и управлять внутренней и внешней политикой государств.
Часто субъектами мирового политического процесса становятся межправительственные и неправительственные транснациональные организации и движения, действующие независимо от конкретных государств.
Термин "Глобализация" был введен в политическую терминологию в 1993 г. Давосским форумом международной финансово-промышленной элиты для обозначения процесса интеграции и унификации национальных экономик, политик и культур и построения мирового капитализма без государства и границ.
В социально-экономических и правовых областях глобализация понимается как обобщающее событие, возникающее в результате эволюционных и кардинальных изменений в обществе.
Глобализация не просто новый этап интеграции и интернационализации общественного производства и производственных отношений, основанных на новых информационных технологиях. Это новые социально-экономические и политико-правовые отношения, цели, стратегии и условия международного движения капитала, товаров и услуг, технологий, разделения труда, новые принципы управления ими (например, путем снижения налогов и пошлин), новое понимание временных и пространственных границ. Это интеграция в реальном масштабе времени и в условиях открытости национальных экономик.
Глобализация пока охватила небольшой кластер из около 70 промышленно и технологически развитых стран, образующих несколько развивающихся интеграционных групп (ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН и др.). На эти страны приходится в то же время более 75% мирового ВВП и мировой торговли.
Глобализацию сопровождает (укрепляет) регионализация. Этому способствую такие процессы, как появление "стран-изгоев" (Иран, Сирия, Ливия, КНДР и др.), "новых центров роста" (Китай, Индия и др.), распад ряда государств и образование новых, локальных конфликтов, движение антиглобалистов, демографические и миграционные проблемы и другие процессы современности.
Обычно выделяют следующие признаки глобализации:
В полной мере глобализации наиболее подвержены только некоторые сферы: информационные сети и системы, банковская, биржевая и финансовая система, деятельность транснациональных корпораций.
Многие аспекты и структуры глобального общества находятся пока в зачаточном состоянии.
Информатизация и глобализация приводят к необходимости решения многих совместных правовых проблем.
Глобальные информационные процессы требуют правового регулирования, особенно, с точки зрения международного (информационного) права, международных информационных отношений, все более актуализируемых в современном обществе, в современной научно-технической и экономико-правовой кооперации.
Так, 22 июля 2000 г. в Окинаве Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция и Япония приняли Хартию Глобального информационного общества, которая на международно-правовом уровне обозначила политико-правовые, научно-технологические меры для активизации деятельности международного сообщества по формированию глобального информационного общества. Хартия определяет основной признак глобального информационного общества – наличие, не только глобальных, но и региональных, национальных, внутригосударственных информационных процессов.
Хартия провозглашает:
В соответствии с Окинавской Хартией необходимо решить следующие глобальные проблемы: формирование политического, нормативного и сетевого обеспечения; улучшение технической совместимости, расширение доступа и снижение затрат; укрепление человеческого потенциала; поощрение участия в работе глобальных сетей электронной торговли.
Основные принципы глобалистики, в частности, включают:
В настоящее время существует ряд глобальных теоретических моделей развития цивилизации. Например, модель WORLD-3 (Д. Медоуз и его группа) для которой вычислительные эксперименты предсказывают, что человечеству, при неприятии срочных мер, грозит всемирная катастрофа через несколько десятков лет.
В рамках инициативы "Информационная революция" программы стратегических оценок Национального совета по разведке СШАкорпорация РЭНД составила в 2003 г. документ "Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия". В этом документе дается прогноз развития ситуации на ближайшие 10-20 лет, в котором отражены следующие основные моменты:
Проблемы глобального информационного общества требует развития информатики, решения проблем информатизации, развития высоких и новых информационных технологий, эволюции информационных структур общества в глобальную информационную и коммуникационную мировую структуру. Можно говорить как о высоких технологиях (технологиях "в глубь"), так и о глобальных информационных технологиях (технологиях "вширь").
Это потребует новых подходов и решений для проблем развития политики, права, социально-гуманитарной сферы общества. В частности, планируется разработка и использование Всемирной сети правовой информации, в которой будет актуализирована распределенная база данных (знаний) с информацией о нормативных актах всех стран мира.
Также ведутся работы по глобализации государственно-правовой и социально-экономической сфер, парламентской деятельности, развитии "электронной" демократии и "электронного" правительства.
"Электронное правительство" – это структура, инфраструктура электронного государственного управления. Она интегрирует и унифицирует различные информационные ресурсы в рамках долгосрочных программ (в России – это программа "Электронная Россия"). Такие программы должны обеспечивать непрерывное авторизованное информационное обслуживание, унифицированный оперативный и комфортный доступ ("в любое время в любом месте") к защищенным информационным ресурсам, информации о результатах деятельности государственных органов, актуализируемым с помощью единых централизованных хранилищ данных, информационно-коммуникационной архитектуры и системы защиты.
Цель создания "электронного правительства" – сделать общение граждан с правительством комфортным, оперативным, результативным.
Существуют различные зарубежные проекты, стандарты и технологии реализации взаимодействий в системе "электронное правительство", в частности, технологии.Net Framework, MS SQL Server, mySAP Public Sector (для реализации бизнес-взаимодействий между предприятиями, государственными административными органами и учреждениями), стандарт XML и др.