СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Попытайте восстановить «интерьер» комедии, опираясь на авторские ремарки и реплики персонажей, опишите дом Фамусова. (Какая комната находится рядом с какой? Входя в дом, куда мы попадаем? И т.д.)
Ответ:
Необходимо вспомнить, дом принадлежит к числу самых древних, базовых для человеческого сообщества пространственных структур. Местоположение дома в пространстве изначально определяло представления человека о мире: дом задавал границы между пространством внутренним — своим, понятным, привычным, соответствующим обычаям, и внешним — чуждым обжитому домашнему миру.
В течение многих веков дом в национальной культуре был символом обжитого мироустройства и воплощал собой устойчивость, упорядоченность, семейнородовую близость.
В соответствии с правилами классицизма всё действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в доме Фамусова. Согласно ремарке ранней редакции пьесы этот московский особняк ХІХ-го века находился на Тверской улице. Возможно, он располагался напротив Страстного монастыря и принадлежал знакомой поэта М. И. Римской-Корсаковой.
В пьесе достаточно чётко выделены элементы внутреннего пространства, части (границы) жилого дома. Как и полагается жилищу родовитого москвича-дворянина, дом Фамусова делится на две половины: мужскую и женскую. Комедия начинается с того, что утром хозяин дома переходит на женскую половину и заигрывает с Лизой, а затем вновь отправляется на мужскую территорию. В доме есть «портретная», т. е. особая комната, где собраны парадные портреты предков. Наличие этого элемента внутреннего пространства должно свидетельствовать о силе и величии дворянского рода Фамусовых, однако эта портретная — небольшая комнатка. Непременным атрибутом дома являются гостиная и спальня. После бала гости спускаются по большой лестнице со второго этажа парадных комнат и попадают в парадные сени. В парадных сенях находятся колонны, за одну из них прячется Чацкий, подслушивая разговоры Молчалина и Лизы, Софьи и Молчалина. Внизу слева, рядом с парадными сенями, расположена комната Молчалина. Хлёстова называет её «чуланчик». Справа — швейцарская, куда Чацкий скрылся от назойливости Репетилова и где он ждёт кареты.
Внутреннее убранство дома свидетельствует о достатке щедрого и хлебосольного московского барина: в гостиной стоят кресла, упоминаются большие часы, стрелки которых переводит Лиза, «фортепьяно», под звуки которого танцуют на балу гости Фамусова.
Можно сделать вывод, что интерьер становиться средством характеристики дворянской жизни, в основе которой –стабильность, защищенность и консерватизм.
© 2024, Воробъёва Валентина Николаевна 199