СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Комитетом по информационной политике Государственной Думы 15 октября 1998 года одобрена Концепция государственной информационной политики РФ, которая была затем и принята.
Цель Концепции – определение целей, задач и объектов государственной информационной политики (далее просто политики), основных направлений и механизмов ее реализации, результатов воздействия политики на социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в начале века.
Концепция базируется на:
Концепция разработана по инициативе Госкомитета РФ по связи и информатизации и Комитета Государственной Думы по информационной политике и связи.
На протяжении многих лет политика охватывала, главным образом, СМИ. С конца прошлого века формулируются и развиваются принципы и положения государственной политики информатизации, которые были рассмотрены нами выше.
Новый импульс в развитии политики получен в связи с осознанием необходимости построения информационного общества в России как главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы.
Важны также и процессы развития мирового информационного сообщества и построения информационного общества, в котором Россия как государство с развитой ИКТ инфраструктурой на Евроазиатском пространстве, могла бы стать мостом между Европой и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Это позволило бы ей стать ключевым звеном мирового информационного пространства.
В рамках политики должны быть заложены основы для формирования единого информационного пространства РФ, ее вхождения в мировое информационное пространство, развития отрасли информационных услуг, расширения правового поля регулирования общественных отношений.
Необходимость решения столь масштабных задач требует эффективного управления всеми видами информационных ресурсов, государственной поддержки отечественного рынка ИКТ, продуктов и услуг, регулирования деятельности государственных электронных и традиционных СМИ.
Политика – важная движущая сила проведения в России демократических преобразований общества и государства, в новых информационно-коммуникационных реалиях построения открытого информационного общества.
Она должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур, географические, временные, социально-экономические, научно-технические, культурные особенности развития субъектов РФ.
Она – важная составная часть внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики является построение демократического информационного общества и вхождение страны в мировое информационное сообщество.
Основными задачами политики являются:
Основные положения политики фиксируются в нормативно-правовых актах, гармонизированных с законодательством развитых стран.
Решение основных задач политики должно осуществляться посредством различных форм воздействия на объекты информационной сферы.
Политика должна опираться на следующие базовые принципы:
Информационные ресурсы России являются громадным по объему, стоимости и сложности. Они включают базы данных, электронные информационные массивы, библиотечные и архивные фонды и т.п. Однако, по одному из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу – степени использования информационных ресурсов для обеспечения потребностей общества, Россия отстает от развитых стран мира.
Причины этого весьма разнообразны: дороговизна ресурсов; сложности навигации; несовместимость платформ и приложений; плохая товарная форма и реклама и др.
Поэтому основная цель политики по отношению к информационным ресурсам такова:
Развитие информационного пространства требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.
Необходимо решить следующие задачи:
Основную цель политики по отношению к российскому информационному рынку – создание и эффективное применение нормативной правовой базы.
Политика в области развития бытовой (домашней) информатизации предусматривает:
Переход к информационному обществу неразрывно связан с дальнейшей демократизацией политической и общественной жизни.
СМИ – важнейший социальный институт и объект государственной информационной политики, инструмент воздействия на общественное и индивидуальное сознание.
Основные направления политики в области СМИ:
В настоящее время законодательная деятельность по регулированию информационных отношений в РФ развивается, но действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд принципиальных вопросов, в частности, на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и, наконец, как эти права реализовывать. Поэтому исполнительная и правоприменительная деятельность по реализации указанного законодательства сталкивается с трудностями.
Реализация правовой компоненты политики может осуществляться по следующим направлениям:
При этом первоочередными мероприятиями являются анализ процессов развития информационной сферы и определениеобластей, не имеющих правового обеспечения.
Политика тесно взаимодействует с государственной политикой обеспечения национальной безопасности страны.
Меры информационной безопасности были рассмотрены выше.
Необходимо проводить анализ существующей нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности с целью ее корректировки и выработки соответствующе информационно-технологической политики.
Необходимо активное участие России в проектах развития мировых информационных сетей, в работе соответствующих международных организаций, общественных комитетов и комиссий.
В области экономики осуществление политики позволит быстрее и точнее построить стратегию социально-экономического развития страны.
В сфере государственного управления реализация политики позволит обеспечить все субъекты системы управления своевременной, полной и достоверной информацией.
В области образования, науки и культуры политика должна способствовать серьезным преобразованиям этих сфер.Информатизация образования ведет к радикальному изменению сущности и организации процессов обучения и развития человека. Формируется система непрерывного, дистанционного и открытого образования.
В области охраны здоровья, защиты окружающей среды и природопользования политика должна оказать серьезное влияние на эффективность функционирования используемых в этих областях информационных систем и сетей.
Должны получить широкую государственную и общественную поддержку новые информационные технологии в медицине.
Большое внимание в этом плане необходимо уделять мониторингу физического и психического здоровья населения, контролю различных групп риска.
Широкие перспективы развития должны получить системы передачи метеорологической информации, а также информации о состоянии окружающей среды по спутниковым сетям связи, прежде всего из отдаленных и экологически опасных регионов.
Должны быть предусмотрены меры по повышению экологической безопасности, базирующиеся на современной информационно-телекоммуникационной базе.
Необходимо обеспечить переход к ресурсосберегающим технологиям, улучшения деятельности природоохранных организаций.
Несмотря на сложность перечисленных выше проблем, их анализ и решение должны быть увязаны с особенностями текущих экономических процессов и долгосрочной экономической политики.
© 2016, Шаронова Селена Михайловна 938