СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я и инклюзивное образование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Я и инклюзивное образование»

Митрошкина Полина Юрьевна, направление «Психолого-педагогического образование».

В большинстве своем мое поколение, учившееся и воспитанное в советской школе на принципах равенства, взаимопомощи, сострадания, «правилах советского общежития», положительно относится к инклюзивному образованию, считая его благом для всех детей и родителей, показателем уровня нравственности и порядочности общества.

Доступное образование для детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, это, по-моему мнению, престижно для государства, это- огромный шаг к развитию высокой интеллектуальности нашего общества.

Вспомним ликвидацию неграмотности населения в 20-х годах: трудно поверить, что огромное количество взрослых разного возраста не умели читать и писать. Точно так же сегодня стоит вопрос инклюзивного образования: общество обязано обучать своих граждан на равных правах, независимо от их здоровья, естественно, учитывая индивидуальные образовательные потребности и возможности каждого, пропагандируя гуманность, готовя высокопрофессиональных специалистов.

В Северо-Енисейском районе, где я живу, дети, требующие особого подхода в обучении и социализации, посещают детские сады и школы вместе со всеми детьми. Это адекватно, доброжелательно принимается и поддерживается не только педагогами, но и большинством родителей всех детей, как здоровых, так и имеющих особенности в развитии.

Хотя, если опираться на отчет о научной обоснованности инклюзивного образования, подготовленный международными экспертами по заказу ЮНЕСКО от 2018 года, то почти 50% родителей и учителей считает, что обучение детей, не имеющих ограничений по здоровью, в инклюзивных школах искусственно тормозится.Такое мнение отчасти вредит развитию инклюзивного образования.Но радует, что 70% опрошенных считают совместное обучение «общественно полезным делом».

Вклассе, где учится моя дочь, инклюзивно обучается девочка с серьезными нарушениями психического развития. Но, к радости классного руководителя и родителей, ученики класса показали высокие нравственные качества: девочку никто и ни по какому поводу не обижает, не обзывает, а помогают в учебе, не забывают позвать в столовую, усадить на удобное место в спортзале в качестве зрителя и болельщика. Я считаю, что это принятие детьми девочки на пользу развития в наших детях милосердия, сострадания, ответственности за товарища. Класс моей дочери более сплочен по сравнению с параллельными 6 «а» и 6 «б». И сама девочка, как «рыба в воде», в этой дружеской среде делает успехи: разговаривает, обращается с просьбой о помощи к ровесникам, рисует, лепит, дежурит в столовой. Я вижу взаимное обогащение и духовно-нравственное развитие детей. Учится девочка по учебникам с адаптированной программой, имеет отдельные дополнительные занятия с педагогами, но главным достижением, считаю, является адаптация и социализация ребёнка, и, в не меньшей степени, адаптация и социализация здоровых детей к жизни в нашем сложном и суровом мире скоростей, Интернета, потока информации, в мире, требующем смыслового и критического отношения. Все это, как нельзя лучше, иллюстрирует значимость, важность, необходимость инклюзивного образования. А практика показывает и убеждает, что совместное обучение имеет глубокий смысл и несет пользу всем участникам процесса. Но первостепенная роль должна отводиться качественной подготовке педагогов к работе с такими разными детьми.

Я считаю важными все восемь принципов инклюзивного образования, но на общечеловеческий уровень, даже космический, их поднимают такие утверждениякакто, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений, что каждый человек способен чувствовать и думать, что

мы всенуждаемся друг в друге, нуждаемся в поддержке, признании и дружбе ровесников и взрослых.

Весь мир понимает проблему людей с ОВЗ как глобальную и делает для их социализации все возможное, что отражено во множестве правовых документов: Всеобщей декларация прав человека (1948), Декларации прав ребенка (1959), Конвенции о правах ребенка (1989), Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартных правилах по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларации о развитии включающего образования, принятой в Саламанке (1994).В 1970-х годах в Японии было основано движение «Абилимпикс», целью которого стало улучшение профессиональных навыков лиц с ОВЗ и инвалидностью. Сегодня к этому движению присоединилась и Россия.

Мне очень радостно, что и в нашей стране к инклюзивному образованию серьезнейшее государственное отношение, что создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, и это четко выражено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

В России специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью известно с 1806 года: уже тогда открывались небольшие учреждения для глухонемых детей, для слепых детей. После 1918 года создавались школы для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей. В 1950-е гг. началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1990-х годах начали появляться экспериментальные школы для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. В России, конечно, существуют разные варианты обучения детей с ОВЗ и инвалидностью: спецшколы и интернаты, коррекционные классы общеобразовательных школ, а также домашнее и дистанционное обучение. Но есть абсолютно новые формы, например, как резервные классы, созданные по проекту «Инклюзивная молекула» в 2015 году родителями детей с аутизмом при содействии фонда «Выход». В этих классах дети занимаются по индивидуальным программам, но имеют возможность часть уроков посещать вместе с обычными одноклассниками. Со временемколичество таких занятий увеличивается. Все зависит от степени тяжести заболевания и действительных возможностей ребенка.

Я, как будущий психолог, как работающий воспитатель с детьми с отклонениями в развитии и сохранным развитием, считаю, что мои личностные качества - главное условие успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Я не только организовываю образовательный процесс, но уделяю первоочередное внимание социальной адаптации детей, разрабатывая гибкий подход к обучению, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника.

Признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения является приоритетом моей профессиональной деятельности, направленной на развитие этой личности в целом.

Более того, считаю, что несу ответственность перед детьми и родителями как носитель культуры, передавая еедетям с нарушениями в развитии.

Моя творческая работа требует от меня больших духовных и энергетических затрат, поэтому, как никто другой, я стараюськонтролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения, используяпедагогические технологии сотрудничества. Мне помогают знания по психологии, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных и неожиданных ситуациях. Думаю, что это навыки и умения педагога инклюзивного образования - залог егоуспешности.

Я не только не боюсь столкнуться с инклюзивным образованием, но желаю участвовать в нем как можно активнее, применить свои знания на пользу детям.

Мне импонирует и душевно созвучна замечательная мысль БернандаШоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди».

А еще так важно всегда помнить о праве на уважение каждого, любого. «Ребенок не глуп; дураков среди них не больше, чем среди взрослых», -написал Януш Корчак, ради таких разных детей ушедший вместе с ними в газовую камеру.

Категория: Прочее
03.05.2020 07:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП