СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я – учитель
Я выбрала эту профессию, потому что полюбила ее еще в детстве, когда сама училась в школе. Эта по-настоящему творческая работа, которая помогает найти свое место в жизни, как самому педагогу, так и его ученикам.
В моей жизни тоже был преподаватель, под влиянием которого я выбрала свой дальнейший путь, – Ирина Ивановна Кузубова, учитель русского языка и литературы. Она стала образцом, примером порядочности, честности, любви к своему делу, настоящим наставником. На неё хотелось равняться, быть похожей. Я всегда с нетерпением ждала уроки Ирины Ивановны. Понимание того, насколько ее профессия значительна, отражалось и в том, как она вела урок, и в том, как она общалась с нами, в частности, со мной. Ирина Ивановна никогда не относилась ко мне, как к глупому ребенку, и всегда видела в каждом ученике, прежде всего, личность. Она любила свою профессию. Обучая нас, Ирина Ивановна отдавала частичку себя.
Я думаю, никого не удивит, что после общения с таким замечательным человеком мое желание стать учителем стало мотивированным.
2015 год. Я, будучи магистрантом первого года обучения факультета русской филологии, устроилась работать в сельскую школу. Мне приходится вставать в 5 утра, чтобы успеть доехать до места, откуда отъезжает автобус. Если задержусь на 5 минут, придется добираться на попутках. Романтика сельского учителя… Однако поверьте, оно того стоило! Я приходила в школу на час раньше, у меня было время переодеться, подготовиться к урокам, привести в порядок аудиторию. Каждый раз я сравнивала себя со своим наставником и задавала такие вопросы: что, кроме знаний, я могу дать тем, кто приходит ко мне на урок? Достаточно ли во мне мудрости и сил? Совпадает ли мое представление об «идеальном» учителе с тем, что хотят видеть во мне другие? Попытка осмыслить это, как мне кажется, и есть образовательный процесс. А участников этого процесса достаточно: государство (вместе со стандартами), администрация школы, родители, и самое главное для каждого педагога – дети.
Профстандарт определяет критерии учителя как профессионала. Это некий стандарт «на вырост», то, как должно быть. Я, как специалист, должна дорасти до него сама, работать уже сейчас. А усилий придется приложить немало.
ФГОС – тот стандарт, который определяет на сегодняшний день стратегию и тактику профессионального развития педагога. Здесь необходимо понимать: если преподаватель будет прилагать определенные усилия, то результат не заставит себя ждать. Важно не плыть по течению, не работать по инерции, но действовать, быть энергичным, ответственным, креативным. Не нужно бояться ошибок, они будут в любом новом и незнакомом для нас деле.
Первый год в работе учителя самый сложный и важный. Если преподавателю удалось справиться с неимоверным количеством бумаг, отчетов, с собственными промахами в общении с детьми, родителями, коллегами, сохранить и умножить любовь к выбранной специальности, то, поверьте мне, вы не захотите уходить из профессии.
Мир школьного учителя весьма глубок и многогранен. Сложно проводить анализ каждого урока, сложно отчитываться документально о проделанной работе. Запросы администрации всегда высоки: уровень знаний, качество подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, результативное участие в олимпиадах, личностных достижения и т.п. Мне кажется, что все эти требования объективны, поскольку образовательное учреждение должно отвечать современным критериям, а не «плестись в хвосте». Руководитель нашей гимназии, Цуциев Сослан Юрьевич, не устает повторять, что школа – это в первую очередь учитель, а не компьютеры и интерактивные доски. Тем более, что статус гимназии налагает определенную ответственность на каждого члена коллектива.
Достаточно глупо, на мой взгляд, придя в школу добровольно, сетовать на высокие требования и условия работы. Задайтесь вопросом, можете ли вы лично изменить ситуацию? Если ответ положительный, так почему же вы ничего не предпринимаете? Попробуйте сконцентрироваться не на минусах выбранной профессии, а на её положительных сторонах. Мир меняют те люди, которые, видя все недостатки, стремятся превратить их в достоинства.
У нас, учителей, очень творческая профессия. Каждый предыдущий урок не похож на последующий. Даже одна и та же тема в разных классах имеет отличный друг от друга формат.
Учитель находится под пристальным вниманием родителей. Естественно, что ожидания родителей и их отношение к школе и ко мне лично, самые разнообразные. По сей день встречается потребительская позиция и нежелание брать ответственность за собственное чадо. Но радует, что таких людей единицы. Греет меня и тот факт, что родителей, интересующихся тем, как учатся их дети, чем живет школа (в которой ребята проводят значительную часть своего времени) больше. К тому же со временем я осознала важную истину: если в классе, состоящему из тридцати двух человек, есть хотя бы два небезразличных родителя, то они послужат хорошим примером и постепенно вынудят остальных мам и пап дотянуться до необходимой планки.
Важно учитывать потребности и запросы родителей. И тут все просто. Родители ценят, когда их ребенку комфортно в школе, когда он идет на учебу с желанием, не из-под палки. А ведь осуществить это в силах каждого из нас. Даже молодой специалист сможет справиться с указанной задачей при наличии регулярной кропотливой работы над собой. Качественные знания учителя и его профессионализм (куда без них!) помогут ребенку освоить необходимый перечень умений и знаний. Вот известный мне список качеств, объективно предъявляемых к учителю: умный, грамотный, честный, справедливый; обладающий чувством юмора, этической культурой. И я, как и любой другой педагог, обязана им соответствовать, тем более что выбор моей профессии был добровольным и осознанным.
Самый главный человек в школе – это ребенок. Время от времени я задаю своим детям вопросы касательно наших с ними взаимоотношений. Что им важно видеть во мне? Что бы хотелось добавить в набор качеств «идеального учителя»? Для меня очень важно мнение каждого маленького человечка, с которым я провожу так много времени шесть дней в неделю. Подавляющее большинство желают видеть во мне не только учителя школы, но и личность. Им интересны обе мои стороны.
Выполняя долг преподавателя, я должна объяснять сложные темы простым языком, интересно проводить урок, привлекать детей и их родителей к общественно-полезным делам (во внеурочную деятельность), качественно готовить учащихся к экзаменам.
И это только верхушка айсберга, тот необходимый минимум, с которым обязан справляться каждый, кто работает в школе. Образованный специалист без особого труда выполнит все эти требования. Куда сложнее оставаться человеком, уже став высококвалифицированным учителем.
Во мне как в человеке, дети ценят следующие качества: чувство юмора; способность выслушать, дать совет; тот, факт, что я не смотрю на них как на глупых и неразумных подростков, а вижу в каждом из них личность; моя способность направлять их на верный путь не только как учеников, но и как будущих взрослых, самостоятельных людей; огромное терпение (ведь пубертатный период сопровождается своими сложностями), индивидуальный подход, справедливость, понимание, объективность, беспристрастность. Никогда бы не подумала, что для них так важна моя улыбка. Они такие теплые, мои дети! Как же приятно, что они отвечают взаимностью на мою к ним любовь, что им важно мое настроение. Бывали случаи, когда я приходила на работу без особой радости, молча заходила в класс, и сразу следовал вопрос: «У вас все хорошо?» А в ответ я улыбалась и говорила, что рада их видеть… Мои тонкие психологи, они очень глубоко видят души взрослых, хотя и не всегда могут выразить все словами.
Многие считают молодость учителя весомым недостатком. Я с этим совершенно не согласна и считаю, что любой недостаток можно превратить в достоинство.
Очень льстит тот факт, что, перечисляя мои положительные черты, ученики упомянули мой возраст. Понятное дело, что старшие коллеги обладают огромным опытом. Однако он измеряется не только прожитыми годами, но и днями, в течение которых молодой специалист успешно преодолевал кризисную ситуацию. Такие сложности могут возникнуть у любого преподавателя, независимо от его возраста. Различные казусы у кого-то происходят в шесть раз в неделю, а у кого-то – раз в несколько лет.
Думается, что у меня не возникало проблем с детьми потому, что я не слишком далеко по возрасту ушла от них и прекрасно помню свои ученические годы: они были совсем недавно. До сих пор помню, что меня раздражало в школе, а что нравилось.
Конечно, мир не стоит на месте. Сравнивать мое поколение и нынешнее глупо, ведь современная молодежь развивается быстрее (в каком направлении – другой вопрос…).
За четыре года работы в качестве учителя (и в сельской школе, и в гимназии) я пережила столько интересного! Со мной происходили самые разные истории, настолько запоминающиеся, что каждый из участников тех событий может сказать друг другу: «А помнишь…?» Мы успели сделать многое: сходить в кино, на каток, посетить выставки, музеи, сходить (и не один раз!) на литературные вечера, принять участие в социально-ориентированных акциях, поехать на экскурсию, провести групповую терапию. Самое главное, по моему мнению, заключается в том, что нам, совместными усилиями, удалось сблизиться, найти общий язык, научиться решать конфликтные ситуации, обрести гармонию на территории школы и вне ее.
Думаю, каждый педагог согласится с тем, что моменты, когда на улице незнакомые ребята здороваются с вами, в то время как другие с гордостью хвастаются тем, что вы их учитель или классный руководитель, будут очень приятны и согреют наше самолюбие.
Очень сложно развить свою память настолько, чтобы в короткие сроки выучить так много имен, фамилий, запомнить, как ребенок выглядит, разглядеть в каждом из них определённый талант (не бывает детей без способностей!). Сложно успокаивать толпу подростков одним взглядом, не поднимая голоса, сложно держать себя в руках, когда поведение детей выходит за рамки. Сложно проявлять беспристрастное отношение ко всем, не выделяя кого-то. Моментами сложно принять что-то новое, что чуждо мне, а близко подросткам. Сложно сохранять определенную дистанцию, когда ты так любишь их, что воспринимаешь их как родных. Сложно оставлять свое плохое настроение вне школы…
Очень много трудностей встречается на пути преподавателя.
Зато очень легко сохранить веру в себя, если вам помогают сами ученики. Да и к тому же, миру не нужны люди с готовым багажом знаний, который некуда деть. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать и использовать; люди, способные быть мобильными и коммуникабельными, не чуждые изменениям, умеющие адаптироваться к разным жизненным ситуациям. И основы всего этого в ребенка должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые преподаватель должен принять и пережить в себе.
И нас тогда можно будет назвать настоящими учителями, когда мы поймем, что по сложному жизненному пути мы идем рядом со своими учениками, когда к каждому из них мы будем относиться с уважением и признавать их достоинство просто потому, что они люди.
Быть учителем совсем непросто. Эта профессия требует огромной самоотдачи. Обучая детей, я беру на себя ответственность за свои действия, которые могут повлиять на их жизнь. И все-таки, несмотря на все вышеперечисленные трудности, я считаю, что эта работа приносит куда больше удовлетворения, чем любая другая из существующих.
© 2021, Ломидзе Белла Арчиловна 120