СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я - учитель!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я – Учитель!

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя

Свободный ум;

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг

Благородный.

Они в самом тебе, ты сам

Свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты

Свой труд.

А.С.Пушкин

Высшим уровнем в развитии человеческих качеств является совершенство. Совершенство – категория абстрактная. Сколько к нему ни стремись приблизиться, оно, как горизонт, отодвигается все дальше. Но человек обязательно, хотя бы в одном, выбранном и любимом направлении, будет стремиться к нему, будь то знания, умения, физические данные или иные категории. Постигая различные дисциплины и достигая все более высоких ступеней в своем развитии, каждый человек вольно или невольно передает свои знания другим участникам движения, название которому - жизнь. Заражает своим примером. Увлекает своим незаурядным умением и мастерством.

Но есть особая часть человеческого общества – это люди, сознательно выбравшие путь профессиональной передачи попутчикам в движении к совершенству своих знаний, проявляющие преданность своей специальности, творчество и изобретательность, вкладывающие в подопечных все, что объединяется понятием «душа». Это преподаватели, учителя, тренеры, воспитатели, инструкторы. А все вместе - это педагоги.

Я с удовлетворением отношу себя к этой самой социально необходимой части человеческого общества – педагогам!

Сегодня позади уже 25 лет педагогической работы и 25 лет непрерывной учебы. В жизни стремительно меняется многое. Сегодня учить детей и взрослых тому и так, как лет десять назад, неприемлемо. Почти все то, что было тогда нормой, сейчас выглядит анахронизмом. Быстро текущее время беспрестанно вносит в жизнь новые черты, новые требования, наконец - новую моду.

Педагогу – руководителю требуются все более глубокие познания. Нужно снова учиться. Зачем? Чтобы не отстать от моды? Нет, чтобы то, чему учусь и учу, было действительно профессионально и хоть на йоту ближе к совершенству. Иначе это не профессиональная работа, которую люблю, а кустарно исполняемое ремесло.

Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно. Проработав в школе 25 лет, мне захотелось оглянуться назад, сделать своего рода рефлексию пройденного мною пути. В своём эссе я размышляю о том, что значит для меня школа, ученики; что получилось, что было трудным; нашла ли я своё призвание, не разочаровалась ли я в своей профессии

Почему я выбрала профессию учителя? Собственно говоря, вопрос о выборе никогда передо мной не стоял. Впервые войдя в первый свой класс и увидев свою первую учительницу, я уже твёрдо знала, кем я буду и уверенно заявила своим родителям: «Вот я вырасту, выучусь и буду Раисой Константиновной!» Прошло много лет, а я как сейчас помню записанные на доске слова: МАМА, РОДИНА, ДОБРО, ЛЮБОВЬ, СЧАСТЬЕ и тихий тёплый голос : «Мы с вами обязательно научимся не только читать и писать, но и понимать, что на свете самое главное!» Я выросла. Стала, правда, не Раисой Константиновной, но её мудрость, её тепло и уверенность по-прежнему со мной!

Вижу себя девятнадцатилетней девочкой, неуверенно входящей в класс. Разница в возрасте между мной и моими учениками всего три года. Первые успехи и первые ошибки… Именно тогда я поняла, что мне действительно нравится работать с детьми, что школа стала частью моей жизни. Я ощутила на себе всю сложность и прелесть этой важной и нужной профессии. Первые уроки были самыми трудными, но и самыми незабываемыми… Именно тогда я поняла, что дети - благодарные и бескорыстные собеседники, с кем всегда интересно, что именно им я хочу посвятить свою жизнь.

С тех пор прошло много времени…и вот я уже 25 лет работаю учителем русского языка и литературы, занимаю должность заместителя директора по воспитательной работе, должность сложная, но необыкновенно интересная. Как и любой человек, я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я часто вспоминаю слова Мюнхаузена: «Серьёзные лица – ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Что здесь можно добавить? Я убеждена, что современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. Внешняя работа учителя кажется будничной: бесконечные тетради, журналы, уроки…А по сути своей она даёт отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми, а значит и себя тоже. Пекарь через несколько часов радуется испечённому хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы. И только нам учителям надо трудиться, чтобы увидеть результат своего творения и чувствовать себя счастливым. Главная моя задача как учителя – воспитать в ученике человечность и доброту. Ещё я должна научить детей самостоятельно добывать знания, а для этого мне нужно постоянно совершенствоваться, только тогда я смогу быть интересной и полезной своим ученикам. Именно это является одной из причин моего личного участия в семинарах, курсах повышения квалификации.

Учеба, учеба… бесконечно. Есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно? Но тогда остановится развитие. Значит учеба всегда, в той или иной степени, просто необходима. Такое условие человеческой диалектики. А если к приобретенным опыту, умению и знаниям, чуть более широким, чем требуется сейчас, добавить изобретательность и сделать то, что еще никто не делал – это уже новаторство и шаг к лидерству!

Как же оценить то, что познано, сделано, вложено в своих учеников? Количеством призов и грамот? Выигранными конкурсами? Наверное, и ими тоже, но главные критерии для оценок в другом. В том, что позволило кому-то из подопечных стать увереннее в себе, здоровее и крепче физически, красивее внешне; что позволило увидеть в жизни не только свое призвание, но и потребность в более широком наборе необходимых знаний и умений. Кто-то пойдет дальше других. Кто-то из моих последователей в профессиональном мастерстве обгонит меня. Он окажется ближе к совершенству. В таком случае моя работа была выполнена достойно.

Есть еще очень яркие критерии. Ученики с нетерпением ждут любимых занятий. Не идут, бегут на них. С желанием осваивают новое. Связывают свои успехи с работой педагога. Спустя многие годы, с искренним чувством благодарности находят своего учителя, чтобы просто поговорить, рассказать о себе, вспомнить что-нибудь из прошлого.

Проработав в школе двадцать пять лет, я по-прежнему чувствую себя новичком, который жадно впитывает в себя всё новое, необычное, нестандартное, что является очередным «ключиком» к душе ребёнка, который всегда ждёт чуда первого открытия. Я постоянно нахожусь в поиске, пробую, ошибаюсь и снова включаюсь в работу, в эксперимент. Я не буду говорить сегодня о моих ошибках, так как они учили меня и давали чувство приятного осознания: «Нет, я больше так не поступлю!». Я с удовольствием поделюсь с вами открытием, которое стало не только моим жизненным кредо, но и принципом любимой работы. Всем известная фраза Ф.М.Достоевского: «Красота спасёт мир…» имеет в том же романе логическое продолжение: «…если найдёт отклик в сердце каждого». О какой красоте идёт речь? Конечно, духовной. И это позволило мне, влюбившись в жизнь, детей, литературу, найти формулу своей педагогической деятельности: «Любовь спасёт мир!». Эти слова можно поставить в основу моей педагогической философии. Изучая художественные произведения, постигая «заповеди» великих писателей, мои ученики извлекают нравственные уроки и учатся любить себя, людей, страну, учатся быть толерантными. Вот, например, некоторые цитаты из сочинений учащихся по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: «Игра в любовь тем и страшна, что она опустошает душу», «Человек не для того живёт, чтобы любить одного себя», «Эгоизм – вот причина несчастий человека: она разрушает дружбу, любовь, уважение», «Мы учимся у Пушкина отличать показное благородство от настоящего, честную храбрость от бесчестной, сдержанность чувств от подлого умалчивания, теплоту души от прикрытого словесной добротой равнодушия» и т.д. По таким ответам я оцениваю свою работу и радуюсь, что смогла заронить искорку любви в их души.

Однако общаясь с разными людьми, коллегами, родителями, как часто в последние годы я слышу фразу: «Это ваши проблемы». Для многих — это чуть ли не формула спокойствия: не моё и ладно. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку. Дети чувствуют это стократ сильнее и начинают испытывать некоторую неуверенность, а некоторые и страх в ситуациях, требующих от них решения каких-либо учебных или жизненных, значимых для них проблем. И порой, пожалуй, учитель – единственный человек, кому есть дело до ребёнка. Поэтому я считаю, что сегодня в период падения нравственных ценностей, распада семейного воспитания, с одной стороны, и возросшей потребностью общества в личности активной, творчески мыслящей, обладающей высоким духовным потенциалом, с другой стороны, возрастает значимость педагогической поддержки ребенка. И уже мало быть хорошим «предметником», профессия учителя сегодня всё больше предполагает работу тьютора, наставника, который всегда рядом, в соучастии, в поддержке. И именно поэтому сейчас моя позиция учителя сводится к идее, которую можно выразить словами: «Создай себя сам, а я тебе помогу!» Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Когда я вхожу в класс и начинаю свой урок, пристально всматриваюсь в глаза своих учеников. В одних вижу настороженность, в других – интерес, в третьих – надежду, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться, выработать свой индивидуальный образовательный маршрут. Понимаю, что необходимо создание ситуации успеха каждому ученику, на каждом уроке, на каждом мероприятии. Мой опыт работы подсказывает, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребёнка, резко изменяет его деятельность, повышает его познавательную активность.

Я не идеальный учитель. Но встречи с выпускниками, их успехи, добрые слова и теплые послания убеждают меня в том, что я на своем месте. И, может быть, кто-то из них, услышав в свой адрес: «У тебя были хорошие учителя!» - с благодарностью подумает обо мне. А значит, мой труд будет иметь продолжение в памяти, умах и сердцах учеников. А они уже сумеют наш мир сделать более светлым, добрым, гармоничным.

Категория: Прочее
08.01.2015 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ПП