СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игры на уроках - шалость или эффективный способ обучения?
Во время уроков с использованием игровых технологий активизируются все группы учащихся: не только сильные и средние, но и слабые ученики в меру своих возможностей могут реализовать себя, принять участие в коллективной работе, вносят свой вклад, одновременно совершенствуя свои знания, умения, навыки. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы школьников на уроке.
1. Разброс мнений: поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме.
Методика - многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора. Число карточек равняется числу участников дискуссии.
Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и её аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
2. Вытащи вопрос: игра, в которой учащиеся сами или с помощью учителя могут придумать интересные вопросы по предмету.
Методика - на корточках записываются вопросы, предложенные учениками, потом карточки перемешивают и по очереди вытаскивают вопрос. После ответа ребёнку предлагается высказать своё мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно. Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов по книжке
Такая формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. В современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.
3. Правила игры: создание списка правил организации урока и поведения учащихся, которые они формулируют самостоятельно.
Методика - работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: «Предположим, в школе ученики будут управлять наряду со взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке биологии, которые устраивают вас обоих».
Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе. Работа по составлению правил может проходить только в малой группе (не больше 10 человек). То есть, чтобы поработать над правилами, нужно разделить класс на группы и встретиться с каждой из них.
4. Незавершенность: у каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.
Методика - учитель определяет, какой раздел учебника необходимо изучить. Время – 10 минут. Начало работы – по команде. Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.
Такой метод поможет учащимся находить ответы на вопросы сообща, учит формулировать мысли и обращать внимание на главные тезисы в изучении материала.
Важно, чтобы атмосфера на уроке с применением игровых технологий была дружелюбной, подбадривающей. Во время игры члены команды должны советоваться, помогать друг другу, но отвечать должен каждый индивидуально.
Роль учителя на уроках с использованием игровых технологий очень важна при подборе обучающего материала и определении возможности или целесообразности его использования. Материал должен соответствовать тематике того, что класс изучает в данный момент.
Ещё больше идей для игровой работы школьников на уроках вы найдете в книгах
Принципы использования игр на уроках
соревновательность (активизирует учащихся, повышает мотивацию работы на уроке);
справедливость (ответы команд должны оцениваться строго и объективно, деление на группы должно быть таким, чтобы строгая и объективная оценка была возможна);
равные условия (все учащиеся должны получить одно и то же домашнее задание или поделены на группы так, чтобы силы оказались равными);
актуальность обучающих материалов (все задания, карточки, тексты, используемые в игре, должны соответствовать теме урока и не выходить за рамки пройденного);
чёткость и ясность требований (ясность и лаконичность формулировок, дающая возможность каждому ребёнку понять и запомнить, как он должен действовать);
сжатость во временных рамках (помогает ученикам активней включиться в работу, долго не раздумывать);
доброжелательность (помогает воспитывать учащихся, поощрять товарищеские отношения в группах, уважение к противнику).
В заключение необходимо отметить, что использование игровых технологий возможно при изучении всех школьных предметов. Успешность такой работы зависит от изобретательности учителя, его умения придумывать новые игры и трансформировать уже имеющиеся для обучения разным навыкам и умениям применительно к условиям конкретного класса.
© 2017, Гладилина Ольга Евгеньевна 238