СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Выделянская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на МО учителей

естественно-математического цикла на тему:

«Игровые технологии на уроках математики»

Автор: Лященко Людмила Егоровна, учитель математики и биологии

высшей квалификационной категории

х. Выдел, 2019г.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Древнекитайская мудрость.

Игровые технологии на уроках математики»

Я использую игровые моменты на уроках математики и хочу поделиться своим опытом при обобщении, закреплении, повторении различных тем и вопросов.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра–творчество, игра–труд. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в игру, прилагая все усилия.

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

1) игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

2) в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

3) в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

4) игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

5) игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

6) включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения

интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

7) разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету;

8) игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей,

совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Таким образом, меня всё больше интересуют технологии обучения,

формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая.

Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем обучающиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: «Поиграть на уроке».

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении.

Я использую их на разных этапах урока. Свое знакомство с группой начинаю с игры «Покажи свои знания», которая построена по принципу телепередачи «Своя игра».

Обыкновенный опрос не вызывает должного интереса, кроме того, ребята еще чувствуют себя скованно, неохотно идут на контакт, и поэтому приходиться очень долго к ним присматриваться, чтобы выявить способности каждого. Наблюдения же во время игры помогают быстро сориентироваться и направить работу в нужно русло.

Ценность игры заключается еще и в том, что ребята обогащаются новыми знаниями с помощью вопросов из истории математики, повторяют пройденный школьный курс, самостоятельно выполняют задания, стараются быть предельно внимательными.

Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока»,

используются игры во время устного счёта:

- конкурс на лучшего счётчика,

- кодированные упражнения,

- графические диктанты,

- математический лабиринт,

- магические квадраты,

- кроссворды,

- ребусы,

- математическая окрошка,

- головоломки и др.

В дальнейшем игры использую на различных этапах урока. Например, при изучении темы «Цилиндр и его свойства» провожу обучающую игру «Конкурс рекламы». Для ее проведения накануне, за 3 - 4 дня, группу делю на две команды —рекламные агентства, назначаю «директоров» и выдаю задание на дом: самостоятельно изучить материал по теме (рекомендую несколько обучающихся) и

сделать на него рекламу. Участвуя в подготовке к этому уроку обучающиеся, вынуждены приобрести новые знания, а также проявить творческие способности, которые демонстрируются в самых различных формах.

В процессе усвоения и закрепления новых знаний использую игру «Диалог»,направленную на повышение активности обучающихся. Идея игры состоит в том, что после объявления задания, например, доказать тригонометрическое тождество, создаю проблемную ситуацию: сделать это наиболее рациональным способом;

Обучающиеся стараются наиболее эффективно решить эту проблему. Они понимают, что для ее решения понадобится консультация. По правилам игры каждая команда должна задать минимум вопросов с тем, чтобы получить максимум информации. В

данной игре я как бы не желаю выдавать информацию, а ребята умело, поставленными вопросами, вынуждают меня к этому. И если в таком диалоге у них наступает «озарение», значит задача по развитию творческого мышления выполнена.

При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения.

Игровые занятия провожу чаще всего на повторительно-обобщающих уроках при контроле знаний. Например, при изучении геометрии закрепить пройденный материал помогает игра «Инвентаризация». Суть игры заключается в следующем. На столе находятся накрытые скатертью модели геометрических тел (например, многогранники: куб, параллелепипед, призма, пирамида и др.). Класс делится на три

команды. По одному человеку от каждой команды в течение одной минуты осматривают набор моделей. После осмотра снова их накрываю. Играющие должны вновь провести «инвентаризацию», т.е. записать на доске названия увиденных геометрических фигур. Затем к доске поочередно выходят следующие участники команд и выполняют чертежи перечисленных фигур. После этого, следующие

записывают формулы для вычисления площадей данных фигур. Следующие – дают определение, формулируют свойства. И так по цепочке. Заключительный этап в игре- решение задач трех уровней сложности.

Дидактическая игра является средством умственного развития, т.к. активизирует различные умственные процессы. Чтобы понять замысел и усвоить правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснения преподавателя. Практика показывает, предлагая обучающемуся дидактическую игру, необходимо, чтобы ее

правила были точно сформулированными, а математическое содержание – доступно пониманию. В отличие от коллективных игр, которые занимают в большинстве своем весь урок, дидактические игры используются лишь на отдельных этапах урока, выступая в роли игровых моментов. В моей педагогической копилке имеются следующие дидактические игры: математическое лото, логарифмическое домино,кодированные упражнения, математические лабиринты.

Мониторинг показывает, что применение игр, игровых ситуаций повышает качество знаний и интерес к предмету, позволяя лучше усваивать сложный материал.

К тому же, выше перечисленные игры имеют здоровье формирующую

направленность: снимают усталость, напряженность умственного труда, повышают работоспособность обучающихся на уроке.

Категория: Математика
30.04.2019 10:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП