СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения на развитие у дошкольников умений сочувствовать партнёру по общению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чуткость и отзывчивость детей дошкольного возраста рассматривается как эмоциональная реакция на состояние другого человека, как основная форма проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающая сопереживание и сочувствие. При воспитание у дошкольников желание проявлять чуткость и отзывчивость по отношению к партнёру по общению, необходимо обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для дошкольного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики.

1.Игра «Пиктограммы»

Цель: Учить детей правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

Ход: Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

2. Игра «Смешинки и злючки»

Цель: развивать умение распознавать эмоциональные состояния, умение сочувствовать партнёру по общению.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.

3.Упражнение «Доброе животное»

Цель: снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.

Ход: Взрослый тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе» [5; 30].

4.Игра «Ласковые лапки»

Цель: Способствовать снятию напряжения, мышечных зажимов, снижению агрессивности, развивать умения сочувствовать партнёру по общению.

Ход: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. все это выкладывает на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадай предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

5.Игра «Портрет»

Цель: научить ребенка распознавать эмоции – свои и окружающих, развивать умения сочувствовать партнёру по общению, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.

Ход: Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый – в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки – большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуют нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причем выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит своё. Если он не отражает своё истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.

Игра «Что случилось?»

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, развивать эмпатию.

Ход: Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любое состояние, называют его и придумывают причину, по которой оно возникло: «Однажды я очень сильно,» потому что…» Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…».

Литература

Егорова, М.В. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения. ФГОС ДО/ М.В. Егорова. – М.: Учитель, 2018. – 67 с.

09.08.2020 10:48


Рекомендуем курсы ПК и ПП