СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Икт в образовательном процессе среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кравченко Алексей Юрьевич

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало – Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» город Муравленко

[email protected], +79292544852

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).

Информационная культура в образовательном процессе требует от преподавателя и студента знаний и умений, которые бы обеспечивали бы адаптацию последних к новым формам обучения.

В настоящее время использование ИКТ в учебном процессе – является одним из способов повышения культуры обучения.

ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и преподавателя.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс повышает эффективность проведения занятий, освобождает преподавателя от объяснения материала в виде сухих лекций, усиливает привлекательность подачи материала.

Для студентов использование ИКТ в своей работе позволяет качественно ее выполнить и разнообразить формы обратной связи.

Приведу принципы программированного обучения (по В.П.Беспалько)

1. Иерархия управляющих устройств. Педагог - управляющий системой в наиболее ответственных ситуациях:- создание системы предварительной ориентировки в программе;- индивидуальная помощь и корректировка обучения.2. Принцип обратной связи. Студенту для понимания учебного материала, педагогу для проведения коррекции.3. Индивидуальность информационного процесса. Каждый продвигается с благоприятной для себя скоростью, имеет возможность возврата к информации, отдельному фрагменту.

Информационная культура педагога включает мировоззренческий и технологический компонент.

Мировоззренческий компонент состоит из этических, психологических, социальных, эмоционально-эстетических характеристик и отражает ценностное отношение учителя к работе с информацией.

Технологический - из информационных умений, связанных с освоением приёмов поиска и обработки информации с применением коммуникативных технологий.

Особое место в моей деятельности занимают интерактивные технологии, обеспечивающие активность и самостоятельность студентов. Этому соответствует методика сотрудничества.

Ярким примером активизирующей технологии, основанной на самостоятельной деятельности студентов является проектное обучение. Проектное обучение способствует формированию у студентов интеллектуальных, творческих и коммуникативных умений, а именно:

- умение работать с текстом (выделять главное, найти необходимую информацию…)

- анализировать информацию;- делать выводы;- сравнивать и создавать подобное;- лаконично излагать свои мысли.

Использование ИКТ открывает возможности, связанные с наглядным представлений явлений, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга.

Основной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ.

Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении демонстрационных материалов: слайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблиц, схем, диаграмм, графики, математические формулы и модели, подготавливаемые лектором.Основные направления деятельности преподавателя, использующего ИКТ в образовательном процессе СПО.

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи студентам в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание трудностей, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Краб".

5. Организация консультаций при изучении дисциплин.

Пошаговое использования ИКТ на занятии «Техническая механика»:

- Демонстрация компьютерной презентации;

- Тестирование на компьютере с выбором ответов;

- Написание технического диктанта;

- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

- Использование электронной презентации при защите дипломного проекта

- Использование на занятиях электронных учебников.

Все это способствует экономии времени и эффективности учебного процесса. Однако создание презентации требует определенного времени. Из готовых презентаций возможно формирование Методической копилки по занятиям.

Использование ИКТ вне урока:

- Поиск информации в Интернете и других источниках;

- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения.

Использование видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интересна, что максимально облегчает процесс обучения.

Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер главнымобучающим и информационным инструментом по любой отрасли знания и человеческой деятельности.

По данным ЮНЕСКО при аудиовосприятии усваивается 12% информации, при визуальном около 25%, а при аудиовизуальном до 65%.

При реализации педагогической модели необходимо учитывать уровень сформированности информационной культуры учителя: репродуктивный, адаптивный и творческий.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.

Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного усвоения курса.

Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.Рубежный - проводится по итогам изучения темы, раздела курса.

Итоговый контроль предусматривается в конце изучения курса и покрывает его содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

Тесты могут проводиться в режиме on-lain (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режимеoff-lain (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).

Эти варианты, как правило, предусматривают возможность обращения к материалу учебника и выступают как неотъемлемая его часть. Результат тестирования учитывается при оценке уровня знаний.

Важным условием реализации возможностей ИКТ являются: оборудование в колледже компьютерной аудитории, наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность педагога к применению ИКТ в образовательном процессе.

Количество занятий с применением ИКТпо требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели не должно превышать для обучающихся 20 минут на занятии. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте.

Применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а дополняя друг друга.

Категория: Всем учителям
29.10.2017 19:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП