© 2017 3382
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Иннокентий Федорович Анненский (1856–1909), вступивший в литературу в 1900-е годы, испытал определённое влияние символистов, прежде всего в принципах поэтики, в понимании потенциальных возможностей слова в художественном тексте, его семантической многоплановости, в повышенном внимании к художественной детали, в обострённой чуткости к музыкальности стиха. Однако символизм Анненского не метафизический, а, по определению Вячеслава Иванова, «ассоциативный», психологический. В основе его – сложные драматические отношения лирического субъекта с внешним, вещным миром. Человеческая личность в образной системе Анненского одновременно и слита с этим миром, и подавлена его однообразием и бездуховностью, разобщена с ним, противопоставлена ему. В сборниках «Тихие песни», «Кипарисовый ларец» отразился душевный разлад между устремлениями лирического героя и окружающим миром. Мир в представлении Анненского – «иллюзорная реальность», а сам человек оказывается на грани реального и нереального, являясь средоточием трагических противоречий.
Для передачи такого состояния требовался «более беглый язык намёков, недосказов, символов». «Анненский, – отмечает Л. Я. Гинзбург, – всего сильней и самобытней, когда его лирика – разговор об отношениях лирической личности с внешним миром, враждебным и крепко с ней сцепленным, мучительным и прекрасным в своих совершенно конкретных и вещных проявлениях».
Художественный метод Анненского некоторые исследователи определяют как психологический символизм, позволяющий включить в сферу поэтического изображения интимные, сложные и сокровенные стороны душевной жизни человека и действительности. Насыщенность психологическими переживаниями, напряжённость душевной жизни – основная примета лирических стихотворений Анненского. Поэт как бы «зашифровывает» эмоции и переживания в вещах, в зримых атрибутах материальной среды.
Одно из лучших творений Анненского – «Старая шарманка»:
Небо нас совсем свело с ума:
То огнём, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.
Чуть на миг сомлеет в забытьи –
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.
Но забыто прошлое давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.
Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Всё никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая,
И никак, цепляясь, не поймёт
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растёт
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?.
Построено стихотворение своеобразно – из шести строф лишь последние три посвящены непосредственно главному предмету разговора, обозначенному в заголовке. Первые же три строфы как будто и не имеют никакого отношения к этому предмету. Но именно как будто – стихотворение Анненского, как и всякое подлинно художественное произведение искусства, – живой целостный организм, в котором все звенья спаяны и взаимообусловлены, случайные образы и детали исключены. Сюжет его организуют сквозные мифологемы: сводящее с ума небо и отступающая за апрель зима, исчезнувшие под наст, не успев допеть, ручьи и шумящий сад, трава, одевшая закоулок, и старая шарманка, которую знобит. Вошедшие в стихотворение из мира материального, эти мотивы-образы, образы-краски приобретают символический подтекст, сохраняя, однако, своё предметное значение, наглядность, свою «первоначальную» эмпирическую подлинность. Речь здесь не может идти об их полной «развеществлённости», дематериализации. За зримыми атрибутами лирической ситуации угадываются психические процессы. Анненский при этом проявляет изощрённое художественное мастерство: живая разговорно-бытовая, сниженная лексика, «прозаические» обороты и интонации рождают у него высокую поэтическую мысль.
Первая строфа даёт пространственно-временнýю локализацию, которая усиливается в следующих за ней четверостишиях. Ситуация переносится с зимы (первая строфа) на весну (строфы вторая и третья). Впечатляет доверительно-простой, будничный тон речи (свело с ума; ощерясъ, зверем отступила; сомлеет в забытьи), рождающий, однако, особое эмоциональное напряжение. По признанию самого поэта, будничное слово и есть «самое страшное и властное слово, то есть самое загадочное».
Чуть на миг сомлеет в забытьи – Уж опять на брови шлем надвинут – это о капризной, упрямой зиме, – сказано, действительно, и буднично, и загадочно. А следующее двустишие даёт довольно сложный психологический поворот: И под наст ушедшие ручьи, Не допев, умолкнут и застынут.
Предметное значение слов сохраняется, но они становятся метафорическими – явления внешнего мира, природный ряд проецируются на внутренние переживания (метод поэтических «соответствий»). Ключевое слово в этом двустишии – не допев, не случайно оно поставлено в сильную, акцентированную позицию. Деепричастие это, интонационно актуализируясь, выполняет важную ассоциативно-психологическую роль, перестраивая весь текст строфы, который предстаёт благодаря ему в расширяющейся смысловой перспективе.
Заметим, что в рассматриваемом стихотворении Анненский часто использует деепричастие: ощерясъ, не допев, кружа и нажимая, цепляясь, кружась, не мучась. И каждый раз эта глагольная форма возникает в динамически напряжённых местах стихотворения. В финальной строфе, где экзистенциальная тема достигает кульминации, поэт дважды обращается к деепричастию, причём одно из них – не мучась – вынесено в конец стихотворения и выделено интонационно, что придаёт ему значение некоего психологического итога.
Но вернемся к рассмотрению логики авторской мысли.
Третья строфа меняет эмоциональный тон, в ней возникают обобщённые поэтические формулы: Шумен сад, а камень бел и гулок. В образной системе Анненского сад – это воплощение идеальной мечты: Знаю: сад там, сирени там, Солнцем залиты («Лишь тому, чей покой таим»).
Камень символизирует бремя жизни, абсурдность сизифова труда, на который обречен человек. «Главный ужас и обаяние в камне», – считал сам Анненский. Ассоциации сада с раем, а камня – с узами бытия основываются на слиянии души с природой, «опрокинутости» переживаний лирического героя во внешний мир. И глядит раскрытое окно, Как трава одела закоулок – в стихотворение открыто вторгается тема весны, а с нею – человеческих страданий, обречённости на неимоверно тяжкий труд, имя которому – жизнь.
Собственно, последние три строфы развёртывают этот опорный образ всего стихотворения, охваченного темой мучений и радостей человеческого труда-творчества. Стихотворение «Старая шарманка» говорит не столько о шарманке, сколько о преданности поэтической души мукам творчества. Здесь явная перекличка со стихами из «Третьего мучительного сонета», в котором Анненский говорит о слагаемых им строфах:
Но всё мне дорого – туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Моё мучение и мой восторг оне.
В «Старой шарманке» поэт «смотрит» на себя «со стороны», причём через неодушевлённый предмет, пытаясь глубже и «объективнее» разобраться в своих чувствах, понять собственное психологическое состояние.
Таким образом, лирическое движение стихотворения Анненского, зародившись в локализованном пространстве первых строф, через сложное сцепление метафор, уподоблений, антитез, захватывая на своём пути вещный мир и душевное состояние, раскрывает экзистенциальную тему метафорой творческого горения жизни, мучительной и радостной преданности высоким духовным идеалам.
Очень характерна для Анненского концовка: Разве б петь, кружась, он перестал Оттого, что петь нельзя, не мучась?.
Так же как и финальное многоточие, внешне не мотивированные переходы от одного «сюжетного» звена к другому, пропуски логических связей, стянутость образов или, напротив, развернутость периодов, раскованность предметных ассоциаций, удивительная содержательность реалий внешнего мира и глубина постижения душевных «тайн», некая осознанно проповедуемая недосказанность, лирическая зыбкость образной структуры – этими и другими особенностями творческой манеры поэзия Анненского в определённой мере предвосхитила творчество Ахматовой, Мандельштама, Пастернака. Знаменательны слова Ахматовой об Анненском: «Он нёс в себе столько нового, что все новаторы оказывались ему сродни».
Источник: Гапоненко П. А. В глубине психологического подтекста. (Ин. Анненский. «Старая шарманка») // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 8. – С. 9–11.
© 2017 3382