СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Индивидуальная работа с учащимися при подготовке исследовательских работ
В каждом человеке - солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Процесс обучения сопровождает человека всю жизнь, недаром говорят: «Век живи, век учись». В современном бесконечно изменяющемся, динамичном мире ум человека постоянно получает и сортирует информацию, и задача учителя состоит в том, чтобы дать уму подростков такую пищу, которая поддерживала бы стремление к новым знаниям.
Известно, что все учатся немного по-разному, поэтому положительный результат в обучении гарантирует индивидуальная работа с учащимися, например при консультировании учащихся при подготовке исследовательских работ.
Такая деятельность растянута во времени и проходит через несколько взаимосвязанных этапов, каждый из которых имеет свою задачу и на каждом из них ученик совершает определенные мыслительные операции и практические действия.
Первым этапом, своеобразным пусковым механизмом является зарождение у учащихся идеи; второй этап включает в себя анализ проблемной ситуации через призму возникшей идеи. На третьем этапе учащиеся создают образы будущего объекта исследования, наделяют его определенными характеристиками. На четвертом, после создания образа желаемого будущего, наступает этап прогнозирования. Содержанием пятого этапа является планирование исследовательской деятельности, где следует оговорить сроки, способы, средства, последовательность действий учеников.
Шестой этап связан с непосредственным выполнением учащимися исследовательских работ, на котором учитель обращает внимание на необходимость выполнения каждого шага в соответствии с составленным планом, подводит промежуточные итоги, при необходимости проводит индивидуальные и групповые консультации, рекомендует дополнительные источники информации.
Седьмой этап – рефлексивный, на этом этапе учащиеся анализируют ход и результаты своей деятельности. Восьмой, заключительный этап – презентация и защита проекта: ученики представляют на общий суд результаты своей работы. Задача учителя на этом этапе состоит в подготовке учащихся к публичной защите проектов.
На мой взгляд, важным условием успешности обучения учащихся исследовательской деятельности является совместное участие учителя и учеников в создании и реализации проектов.
Роль педагога как равного соучастника оправдана и целесообразна на начальной стадии освоения учащимися исследовательской деятельности. По мере приобретения школьниками опыта функции педагога сужаются. Он становится организатором, консультантом.
Во время работы оба участника процесса, и учитель, и ученик, поднимаются на новый уровень отношений и взаимодействия, а педагог, поддерживающий своего ученика в его исследовательском поиске, имеет возможность по-новому посмотреть на изучаемый материал и переосмыслить его.
Мои ученики участвовали во многих научно-практических конференциях. В исследовательской работе «Д. И. Менделеев – человек, ученый, патриот…» ученицы 10 класса отметили, что научное наследие ученого составляет 25 томов, и лишь одна треть из них посвящена химии. Они обратили внимание на разные направления деятельности великого ученого, его неоценимый вклад в геологию, метрологию, металлургию, сельское хозяйство, метеорологию, гидродинамику, а также на личность и характер ученого – гения.
Посетив многочисленные памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Д. И. Менделеева в Санкт – Петербурге, ученицы пришли к выводу, что Д. И. Менделеев привлекателен не только как ученый, но и как трудолюбивый скромный человек, который всю свою жизнь неустанно работал на пользу родного народа и призывал к этому других. Замечательная жизнь ученого – вдохновляющий пример для последующих поколений!
А в исследовательском проекте « Химия в живописи» ученица 9 класса отмечает, как разнообразен и прекрасен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком.
В данной работе ученицей был систематизирован материал о видах живописи и технике их использования, осуществлен синтез красок: баритовых белил и берлинской лазури, которые в дальнейшем были использованы ею при написании картины.
Эта работа была удостоена диплома I степени на I Международном конкурсе научных работ имени В.Я. Курбатова «Химия и современные технологии для сохранения, реставрации и создания произведений искусства и объектов культурного наследия» в номинации «Изобразительное искусство».
После жаркого лета ученицы 8 класса задумались над вопросами: что мы пьем, что знаем о том, что пьем, стоит ли употреблять продукты, о которых мало известно? И приступили к исследовательской работе «Прохладительные газированные напитки: вред или польза?».
Целью их работы был анализ химического состава лимонадов, изготовленных в разных фирмах, и изучение их действия на организм. В своем проекте ученицы исследовали прохладительные газированные напитки на основной состав: красители, диоксид углерода, неорганические кислоты, пищевые добавки, провели сравнительный анализ исследуемых образцов и выработали рекомендации по их употреблению.
Среди одноклассников ими было проведено анкетирование на предмет употребления прохладительных газированных напитков, полученные сведения сведены в аналитические диаграммы.
В своей педагогической деятельности основное внимание я обращаю на раннее выявление одаренных школьников, привлечение их к индивидуальной исследовательской деятельности и обучение основам методологии научного познания. Ведь основная задача учителя – не похоронить талант в рутине повседневных занятий, а выявить его и дать возможность развиваться как можно раньше.
© 2025, Халтурина Любовь Александровна 121