© 2022 471
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Индивидуальный подход – психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.
Математика, как учебный предмет характеризуется метапредметностью. Решение математических задач выполняется путем использования технологии метапредмета «задача», основанного на подходе создания педагогом условий, разъяснения сути задач и построения моделей, в которых ученики начинают самостоятельно искать пути и способы решения задач методом «проб и ошибок». Понимание, моделирование, выдвижение и реализация способа являются сутью процесса решения любой задачи. Научившись формировать способы постановки и решения задач, а также приобретя опыт работы с моделями и самостоятельного порождения способа действия при решении математической задачи, дети могут применять эти знания при изучении других предметов, таких как: химия, физика, история. При изучении математики в 5-6-х классах предполагается, что в качестве метапредметных образовательных результатов у учеников будут сформированы и развиты специальные знания, навыки и умения [4]
С точки зрения подростковой психологии, возраст пятиклассников и шестиклассников является переломным возрастом и от того, каким образом и насколько правильно будут заложены в него основы самостоятельной работы, будет зависеть его дальнейшая способность обучаться быстрее, эффективнее и творчески активно. Именно в 5-6-м классах необходимо формировать у учеников положительную мотивацию к обучению математике.
В этот период после завершения начальной школы, по мнению Л. Выготского, учитель должен ввести ученика в новый этап учебной деятельности путем планирования, исполнения и анализа выполненной работы учеником с постоянно уменьшающейся помощью учителя. Постепенное увеличение самостоятельной работы создает условия для обучения учащихся в зоне активного развития и в дальнейшем привыкнет выполнять задания самостоятельно. [1]
В свою очередь немаловажную роль в школьном образовании играет «воспитание математикой», которое формирует следующие качества обучаемых: интеллектуальная честность, умение выражать свою точку зрения и понимание чужой, способность к преодолению трудностей, любовь к труду, уважение образованности. Самостоятельное решение задач становится приоритетной составляющей математического образования [2]. Однако решить задачу не является главной целью учащихся, главным же считается – научиться чему-то связанному с изучением математики, узнать и усвоить новые математические факты, овладеть новыми математическими методами, накопить определенный опыт, научиться мыслить [3].
Сегодня уже никто не примет безоговорочно формулу: “Нет плохих учеников, есть плохие учителя”, никто не станет огульно обвинять учителя в неуспеваемости учеников. Всякий раз, когда при равных условиях одинаковые упражнения, одинаковая методика обучения дают существенно разные результаты, можно говорить о разных психологических особенностях учащихся.
При индивидуальном подходе внимание должно быть оказано не только тем, кто испытывает затруднения в учебной работе, но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.
В то же время в массовой школе все еще преобладает классическая образовательная парадигма. Такое положение сохраняет в образовании основные неразрешенные противоречия: между преобладающими в школе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и личностно-деятельностным характером учения и усвоения знаний; между неизбежными результатами обучения традиционными методами (доминированием памяти над мышлением, пассивностью в учебной работе) и стремлением достичь развития учащихся средствами математики.[5]
Согласно изученной педагогической литературе, ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося.
Однако в настоящее время обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при его реализации.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:
целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.[5]
Главным требованием при обучении математике становится удовлетворение познавательного интереса обучающихся при проектировании и реализации индивидуально-образовательной траектории. В этом случае, система образования становится гибкой, вариативной, чутко реагирующей на изменение запросов общества и отвечающей образовательным потребностям обучающегося.
Большое значение для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости имеет учет индивидуальных особенностей учащихся, изучение состояния знаний каждого из них.
В основу организации индивидуальной работы входит тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, чтобы предупредить образование новых пробелов.
В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
Что нужно для того, чтобы реализовать модель индивидуального подхода к обучению в школе? Во-первых, необходимо рассматривать процесс образования, как творческое развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его талантов, интересов и способностей, при котором обучение и воспитание гармонично объединяются в единое целое. Во-вторых, добиться взаимопонимания между администрацией школы и учителями с одной стороны и учениками и их родителями с другой. В-третьих, определить критерии эффективности обучения.
Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому ученику встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.
Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.
Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. По словам Бадмы Бадмаева: «Учитель не только дает знания по своему предмету, он не только и не просто «учитель — предметник», а Учитель с большой буквы — воспитатель, готовящий в течение школьных лет и подготовивший к выпуску из школы Гражданина».[6]
Список используемой литературы
© 2022 471