СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация для родителей обучающихся 1го класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация выполнения домашних заданий

Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем, чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков. Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении первоклассником домашних заданий, родители подбадривают его, объясняют, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельность своей. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Неправы те родители, которые заставляют переписывать домашние задания по десять раз. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Рывки же не приносят положительного эффекта.

Сегодня первоклассник со слезами на глазах перепишет работу 10раз, а завтра выполнит ее небрежно, т.к. родители были заняты и не проверили качество работы. Как следствие ребенок может начать ловчить учитывать занятость и настроение родителей, а собственной ответственности у него так и не сформируется.

Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случаи родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни первоклассника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

  1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть икаких лишних предметов.
  2. Приступить к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа, после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.
  3. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут, к концу начальной школы оно может доходить до30-40 минут. Перерывы не должны быть длительными – достаточно 5 минут, если они заполнены интенсивными физическими нагрузками. Можно в эти 5 минут поиграть с ребенком в мяч, поприседать, попрыгать через скакалку, выполнить наклоны, если дома есть спортивный комплекс, ребенок может полазать по канату и несколько раз подтянуться на турнике. Не забывайте, в школе ребенок уже отсидел 3-4 урока по 30-35 минут. Именно из-за этого его работоспособность снизилась!
  4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных домашних заданий, кроме тех, которые дали в школе. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. Можно предложить проверить ее и поправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного (пусть с ошибками) задания воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
  5. !? С 6-летними школьниками вообще не следует проводить дома никаких учебных занятий, им не задаются домашние задания. Это вызвано повышенной утомляемостью 6-летних детей. Если кроме школьных занятий у них будет еще и домашние, то может наступить нервное переутомление, серьезно вредящее здоровью детей и резко снижающее их школьные успехи. С шестилетками дома надо заниматься так же, с дошкольниками: играть, рисовать, лепить, конструировать – развивать мелкую моторику.
  6. Первое что требуется от родителей, - это приучить ребенка вовремя садиться за уроки. Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем – что надо его закончить. Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, Вам придется недолго – 2,3 месяца. Надо отслеживать, чтобы он не отвлекался от выполнения д/з, не начинал рисовать посреди работы на случайно подвернувшейся бумажке. Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации, раздраженные восклицания недопустимы они только сбивают и дополнительно отвлекают ребенка от работы. Если он ошибся, не спишите возмущаться: «О чем ты только думаешь?» Лучше по окончанию работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объяснили на уроке, повторите объяснение дома, заранее проконсультировавшись у педагога. Но конечно, нельзя решать задачу, проводить вычисления за ребенка.
  7. Постепенно нужно снижать степень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно, из портфеля. Потом можно подойти еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.
05.09.2025 08:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП