СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Информационная безопасность детей
Как защитить ребенка от ненужной информации?
что делать, если о тебе пишут гадости «ВКонтакте»,
как вести себя с троллем,
как невзначай не написать кому-то в интернете свои паспортные данные и номер социального страхования.
Потому что тот поток, который льют некоторые каналы, просто опасен для психики любого человека, не говоря уже про детей. Дети доверчивы и некритично относятся к информации с разных сайтов, обходя блокировки и родительский контроль. Потому что мы подчас устанавливаем двойные стандарты: стесняемся поговорить с ребенком про секс, но зато разрешили выбирать самому мультики на «ютубе».
Любая культура не берется из воздуха, она передается сверху вниз. Культура работы с информацией тоже не возникает сама по себе только оттого, что мы живем в 2016 году. Брошенные перед компьютером дети, могут научиться вытаскивать из него вирусы и всякую любопытную ерунду, однако успешное плавание по волнам трафика требует подготовки. Эта подготовка складывается из нескольких этапов.
1. Забота о безопасности ребенка в сети
А) Предполагается, что вы пустили ребенка за компьютер, оборудованный антивирусом, специальным ПО. Во всяком случае, там не всплывают окошки с мигающими приглашениями в сауну. А если ребенок пытается ввести впоисковик слово «модельки», имея в виду самолеты, ему не выползут все эскорт-агентства вашего города.
Б) Этот пункт также означает, что вы время от времени обращаете внимание, где серфит ребенок. А сам он в курсе, кто такие педофилы и почему они могут представляться десятилетней Маришкой с бантиками. Он знает, что переходить по ссылкам из спам-рассылки — не самая лучшая идея.
В) Ребенок делится своими паролями только с родителями, а не с прикольными ребятами, с которыми вчера познакомился в чате. У вас есть четкие договоренности насчет выкладывания личной информации в интернет, а из странички в соцсетях вашего ребенка нельзя понять номера телефонов, квартиры и банковского счета отца.
2. Медиаобразование
Кто-то должен рассказать вашим детям, что наложенный закадровый смех — это не синоним успеха
Медийную подготовку могут провести только родители, объяснив, а лучше показав на примерах, несколько базовых вещей. Например, что сайт, передача или статья могут быть недостоверны. Они могут искажать факты по разным причинам: интересы рекламодателей или владельцев СМИ, идеология или низкий уровень работников. А еще — для накрутки лайков и прочих прагматичных вещей. Возможно, разговор про это с младшешкольником вам покажется несколько преждевременным, но это точно та работа, которая не пропадет даром. Считайте, что занимаетесь формированием критического мышления. Почаще спрашивайте его: «Какие факты тут приводятся? Зачем нам это подают в такой манере? Есть ли другая точка зрения?» Можно вообще прямо указать младшему источники, которым вы доверяете. Потому что в современном мире ничто не скажет больше о дремучести человека, чем фраза «Я это в интернете читал».
Наверняка в скором времени появится какой-то предмет вроде «медиаобразования». Чем больше информации, тем сложнее критически ее воспринимать. Пусть мы и сами плаваем в «пузырях мнений», а объективная реальность у каждого своя, все равно неплохо бы объяснить всем своим членам семьи такую вещь: если в качестве аргумента журналист приводит пять восклицательных знаков, то ему не нужно верить на слово.
На что родители должны обратить внимание:
Если же данные признаки были вами обнаружены у собственного ребенка, что делать в этом случае?
Что делать, если…
Когда мы говорим обратить внимание – это не значит устроить допрос с пристрастием. Это значит понять, что что-то в жизни вашего ребенка происходит не так. Это значит попытаться в безопасной для ребенка обстановке, окружив его вниманием и заслужив его доверие узнать причину такого поведения.
Даже находясь в материально благополучной обстановке, ребенок может ощущать себя несчастным. Для ребенка, особенно в подростковом возрасте важно, чтобы его понимали, интересовались его мнением и поддерживали его увлечения. И от того смогут ли родители стать для подростка такими людьми зависит успешность их отношений.
Невозможно взять под контроль все сферы жизни ребенка, тем более подростка. Да и нужно ли? Представьте, что к вам приставлен агент ФСБ, который просматривает вашу почту, следит за вами, куда бы вы не пошли, и может в любой момент, светя вам лампой в лицо, устроить допрос. Насколько ваша жизнь будет наполнена стрессом, сможете ли вы терпеть присутствие в своей жизни такого человека, а тем более любить и уважать его? Стоит ли становится таким агентом для своего ребенка? Достаточно, уважая границы своего ребенка, проявить к нему искреннюю заинтересованность, поделиться своими тревогами и переживаниями и вот уже он сам готов вам рассказать о своей жизни и своих переживаниях. И вам останется только выслушать его с пониманием и сдержать свои поучающие порывы и таких диалогов в вашей жизни станет гораздо больше. Уйдет необходимость контролировать ребенка.
Можно, еще конечно укрыть детей толстым одеялом от всего безобразия, возмущатся голливудскими стандартами мультипликации, показывать только «старое советское» или вообще ничего не показывать, просто читать Библию себе тихонько при свечах.
Но ведь и это не выход.
Рано или поздно любой ребенок откроет для себя удивительный мир, который был закрыт от него фанеркой.
То есть мы должны тянуть его к чему-то большему, чем то, что ему нравится, формировать определенный уровень восприятия. Вместо мультика с навозом, возьмите и почитайте ему кусочек из Рабле, расскажите про карнавальную культуру. Сводите в музей или хотя бы покажите ту анимацию, которую сами считаете шедевром. Огромный пласт мировой культуры оказывается невостребованным, потому что медиапродукции очень много.
Слишком легко занять ребенка, усадив его перед телевизором с каналом «Какая-то мельтешащая ерунда идет подряд»
А дети формируют свое представление о правильном и не очень и из той мельтешащей ерунды тоже.
Сегодня почему-то считается, что всякие поющие зеленые покемоны — это нормально, а зато на «Томе Сойере» стоит маркировка «12+» — значит, более младшим детям он опасен или вреден. На самом деле наоборот. Переживая в книгах тревожные моменты, ребенок лучше справляется со своими страхами, учится управлять эмоциями. Во время чтения сложной книги, человек растет. Но у него нет времени на книги, потому что еще не кончилась передача для ребят «6+».
Понятно, что допуск мы должны организовывать по мере готовности ребенка, а это довольно индивидуальная вещь. Но ясно одно: родительская цензура не должна иметь к этим цифрам на книжках отношения. Ответственность за то, как ребенок справляется с поступающей информацией, лежит на близких взрослых.
© 2017, 9А КЛАСС МБОУ "СОШ№1" РТ г.Мензелинск 235