СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменение общественно-политического устройства Республики Казахстан, проведение мероприятий направленных на демократизацию общества в соответствии с международными правовыми документами ООН способствовало формированию новой позиции, отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями, в том числе к образованию детей.

В настоящее время в Казахстане провозглашен принцип приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого. Отношение к лицам с ограниченными возможностями основывается на идее социальной реабилитации, которая предполагает достижение лицами с ограниченными возможностями максимальной самостоятельности и независимости в обществе.

Право на образование - это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества.

Именно поэтому в рамках программы развития образования на 2016-2019 годы в Казахстане предусмотрено постепенное развитие инклюзивного образования, чтобы дети с ограниченными возможностями действительно имели возможность полноценно учиться и получать знания наравне с остальными. Социальная адаптация – одно из приоритетных направлений инклюзивного образования в Казахстане. В условиях модернизации казахстанского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.

Обществу и государству необходимы педагоги новой формации, которые бы не только хотели, но и умели работать с детьми с ограниченными физическими и умственными способностями. Это и совершенно иные методики преподавания, и планы уроков, и совсем иная психология.

Остро стоит и вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. Сейчас в год выпускается до тысячи, специалистов-дефектологов. Недавно в Кокшетауском Государственном университете появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Ведь сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи.

Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также мотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определѐнные физические особенности в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учѐбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причѐм в нашем обществе данное отношение культивируется ещѐ с детского возраста. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие в Республике Казахстан инклюзивного образования, которое направлено на:

•вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;

•создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей всистему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования [2, c.31].

По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

-некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями;

-отсутствие специально подготовленного педагогического состава;

-очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений;

-барьер физического доступа;

-жесткие требования государственного стандарта.

Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.

На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.

Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу [3, c.67].

У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.

В перспективе, при правильной организации реализации программы по внедрению инклюзивного образования в систему образования РК, даст положительные результаты для всех участников вышеуказанного процесса. Реализация инклюзивного образования в РК ставит проблему разработки научно-обоснованной, комплексной системы коррекционного педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, обучающихся в условиях инклюзии и отражающей тенденции специального образования в РК.

В данной статье на основании анализа международного опыта развития инклюзивного образования, мы сделали попытку выделить основные направления проведения массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса при сохранении функционального статуса существующих специальных организаций образования.

В случае если коррекционные занятия проводятся в дополнительное, во вне учебное время, ребенок с ограниченными возможностями оказывается в ситуации, когда он затрачивает времени на обучение больше, чем его одноклассники. Следовательно, при составлении сетки расписания, коррекционные занятия должны стать его органичной частью. Кроме того, расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы специалист имел возможность посещать основные занятия.

Расписание учебных предметов и коррекционных занятий должно быть строго согласовано с учителями и специалистами центра и/или службы сопровождения.

Педагоги, работающие в инклюзивном классе, должны пройти ответствующую подготовку/переподготовку в Центрах повышения квалификации с обязательным получением сертификата.

Педагоги, работающие в инклюзивном классе, не обеспечиваются дополнительной оплатой, т.к. психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей осуществляется специалистами (педагогом-дефектологом, логопедом, психологом).

Вся внеклассная и вне учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов.

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования

Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх. Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование - это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада школьной жизни и создания, определенных социально - образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный подход по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду.

Изменение общественно-политического устройства Республики Казахстан, проведение мероприятий направленных на демократизацию общества в соответствии с международными правовыми документами ООН способствовало формированию новой позиции, отношения государства и общества к лицам с ограниченными возможностями, в том числе к образованию детей.

В настоящее время в Казахстане провозглашен принцип приоритета интересов личности над интересами общества через гарантированное соблюдение прав и свобод каждого. Отношение к лицам с ограниченными возможностями основывается на идее социальной реабилитации, которая предполагает достижение лицами с ограниченными возможностями максимальной самостоятельности и независимости в обществе.

Право на образование - это право любого человека. А образование детей - это основное и неотъемлемое условие их социализации, полноценного участия в жизни общества.

Именно поэтому в рамках программы развития образования на 2016-2019 годы в Казахстане предусмотрено постепенное развитие инклюзивного образования, чтобы дети с ограниченными возможностями действительно имели возможность полноценно учиться и получать знания наравне с остальными. Социальная адаптация – одно из приоритетных направлений инклюзивного образования в Казахстане. В условиях модернизации казахстанского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями.

Обществу и государству необходимы педагоги новой формации, которые бы не только хотели, но и умели работать с детьми с ограниченными физическими и умственными способностями. Это и совершенно иные методики преподавания, и планы уроков, и совсем иная психология.

Остро стоит и вопрос подготовки педагогических кадров, способных работать в новой системе. Сейчас в год выпускается до тысячи, специалистов-дефектологов. Недавно в Кокшетауском Государственном университете появилась кафедра дефектологии. И главной их задачей является качество обучения тех, кто займется на практике коррекционной педагогикой. Ведь сегодня и дети уже не те, что 10–20 лет назад: мир меняется, в нашу жизнь прочно вошли компьютер, новые средства связи.

Родители обеих категорий детей также нуждаются в поддержке, формировании правильного отношения к совместному обучению ребят. Опыт развитых стран показывает, что полноценные инклюзивные группы и классы могут и должны быть организованы, главное – создать оптимальные условия их существования, а также мотивировать взрослых людей, которые призваны обеспечить успешное осуществление этой гуманистической идеи.

Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определѐнные физические особенности в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учѐбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причѐм в нашем обществе данное отношение культивируется ещѐ с детского возраста. Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие в Республике Казахстан инклюзивного образования, которое направлено на:

•вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

•адаптация детей-инвалидов в современном обществе;

•создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе;

• умение превращать свои недостатки в достоинства;

• изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.

Инклюзивная политика - это правовая политика, в рамках которой родители должны иметь право выбора школы. Исследования, проводимые в странах ближнего Зарубежья и в нашей стране, показывают, что сейчас не все родители желают отдавать своих детей всистему общего образования, так как понимают, что пока необходимые условия созданы только в системе специального образования [2, c.31].

По-прежнему остается ряд нерешенных проблем и барьеров на пути внедрения инклюзивного образования в Казахстане:

-некорректное отношение к детям с ограниченными возможностями;

-отсутствие специально подготовленного педагогического состава;

-очень низкий уровень материально-технической и методической оснащенности учебных заведений;

-барьер физического доступа;

-жесткие требования государственного стандарта.

Введение широкой варьированной системы оценивания достижения учащихся, позволит включить в общий поток детей с различными отставаниями от нормы развития в интеллекте.

На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка преподавательского состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения.

Специалисты выступают за планомерное развитие системы инклюзивного образования. При этом они отмечают невозможность полного закрытия специальных школ и перевода всех детей с ограниченными способностями в общеобразовательную школу [3, c.67].

У некоторых людей система инклюзивного образования вызывает опасение из-за возможного снижения качества обучения обычных детей. Однако специалисты успокаивают и поясняют, что инклюзия призвана предоставлять высокое качество обучения, удовлетворяя всех участников образовательного процесса.

В перспективе, при правильной организации реализации программы по внедрению инклюзивного образования в систему образования РК, даст положительные результаты для всех участников вышеуказанного процесса. Реализация инклюзивного образования в РК ставит проблему разработки научно-обоснованной, комплексной системы коррекционного педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, обучающихся в условиях инклюзии и отражающей тенденции специального образования в РК.

В данной статье на основании анализа международного опыта развития инклюзивного образования, мы сделали попытку выделить основные направления проведения массовой школой системных преобразований учебно-воспитательного процесса при сохранении функционального статуса существующих специальных организаций образования.

В случае если коррекционные занятия проводятся в дополнительное, во вне учебное время, ребенок с ограниченными возможностями оказывается в ситуации, когда он затрачивает времени на обучение больше, чем его одноклассники. Следовательно, при составлении сетки расписания, коррекционные занятия должны стать его органичной частью. Кроме того, расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы специалист имел возможность посещать основные занятия.

Расписание учебных предметов и коррекционных занятий должно быть строго согласовано с учителями и специалистами центра и/или службы сопровождения.

Педагоги, работающие в инклюзивном классе, должны пройти ответствующую подготовку/переподготовку в Центрах повышения квалификации с обязательным получением сертификата.

Педагоги, работающие в инклюзивном классе, не обеспечиваются дополнительной оплатой, т.к. психолого-педагогическое сопровождение «особых» детей осуществляется специалистами (педагогом-дефектологом, логопедом, психологом).

Вся внеклассная и вне учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями (кружковая, факультативная, воспитательная) осуществляется совместно с учащимися обычных классов.

Существует ряд проблем, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования

Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх. Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Таким образом, в заключении можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование - это сложный процесс, требующий определённой перестройки привычного уклада школьной жизни и создания, определенных социально - образовательных условий, позволяющих осуществить на практике системный подход по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду.

05.02.2021 08:00


Рекомендуем курсы ПК и ПП