СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивные мероприятия - эффективное средство формирования социально-значимых навыков у подростков с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из самых сложнорешаемых проблем для детей с интеллектуальными нарушениями – трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей и взрослых с различными типами нарушений развития: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.

Затруднения во взаимодействиях с социальной средой обусловлены и особенностями развития личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (Ю.А. Кулагин, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.). Для них характерна неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности. У детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются неадекватно завышенная самооценка, некритичность, нарушения в развитии эмоций, проявляющиеся в неустойчивости, поверхностности, импульсивности поведения, отсутствии оттенков переживаний, слабость побуждений, повышенная внушаемость (Рубинштейн С.Я., 1986).

Важными источниками социализации служат взаимное влияние людей в совместной деятельности и общении, передача норм и ценностей культуры.

(«Деятельность педагога, учителя – предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в образовательное пространство» Методические материалы для педагогов, учителей-предметников, классных руководителей образовательных организаций, Приходько О.Г., д.п.н. и др. )

Основная цель организации взаимодействия детей в условиях инклюзивных мероприятий – создание специальных условий для адаптации, развития позитивных тенденций и социальной адаптации детей с ОВЗ и их сверстников в процессе совместной деятельности.

Д. Б. Эльконин указывал, что «лишь деятельностный тип жизни личностен». Поэтому так важно правильно организовать совместную деятельность нормально развивающихся детей и их сверстников с ОВЗ.

А. В. Запорожец указывал, что в процессе усвоения детьми социального опыта происходит становление и формирование личности, а не только приобретаются отдельные знания и умения, развиваются способности. Врожденные свойства организма создают предпосылки для формирования новых видов психической деятельности. Процесс созревания детского организма определяется не только генетической программой, но и условиями жизни ребенка. В этой связи необходимо отметить, что совместная деятельность детей с разными особенностями психической деятельности дает хорошие возможности усвоить положительный и отрицательный опыт общения, что важно для воспитания у детей с ОВЗ социальной стойкости и выносливости, формирования личности.

Совместная деятельность способствует формированию у здоровых детей толерантности к физическим и психическим недостаткам детей с особенностями, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки, т. е. дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместная деятельность формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения. В совместной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их разрешить.

В подростковом и юношеском возрасте процессы социализации должны углубляться, включая обширную социальную и трудовую адаптацию. Но при этом нужна постоянная поддержка их усилий занять равноправное место в группе разнополых сверстников.

Основная задача социализации людей с интеллектуальными нарушениями – трудоустройство и реализация себя в профессиональной деятельности. Но молодые люди с умственной отсталостью не могут сразу включиться в процесс, чувствуют себя неуверенно в новом коллективе и изменившихся условиях. Они медленно адаптируются к новым условиям, быстрее устают. Поэтому участие в инклюзивных волонтерских группах – необходимая ступень в подготовке к профессиональной деятельности, этот этап работы способствует последующей успешной трудовой адаптации, поскольку инклюзивные формы организации деятельности увеличивают степень участия всех людей в активной, полноценной общественной жизни, независимо от их особенностей, именно в такой деятельности и формируются основные навыки социального поведения и способности человека функционировать в различных условиях.

Современные социально – экономические отношения диктуют необходимость разработки новых подходов к профессиональной подготовке молодежи, имеющей ментальные нарушения, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование таких способностей как: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению. Этому как нельзя лучше способствует совместная деятельность молодых людей в волонтерских инклюзивных группах.

(https://imfourok.net/problema-socializacii-trudovogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-v-sovremennih-usloviyah-1109385.html)

Кроме того, одним из основных недостатков, препятствующих успешному включению лиц с умственной отсталостью в новые условия производственного труда, является слабое развитие у них таких качеств как самостоятельность при выполнении трудовых операций. Все это порождает материальные издержки, часто сопровождается психологическими травмами, депрессиями.

(«Основы интегрированного обучения» Елена Анатольевна Екжанова, Елена Владимировна Резникова)

28.07.2021 11:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП