СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инклюзивный потенциал дополнительного образования
Дополнительное образование представляет собой уникальный ресурс, позволяющий предоставить любому ребенку возможность выбрать наиболее интересную для него область. Для инклюзивного образования это настоящая находка: вариативность форм позволяет разным детям найти свою нишу, развить способности, пройти социальную адаптацию. автор статьи делится накопленным успешным практическим опытом именно такой работы.
Концепция мероприятий
Целью любого досугового мероприятия, проводимого в нашем Центре, всегда является социальное взаимодействие детей с ОВЗ и их семей, установление или развитие социальных контактов, проживание положительных эмоций. Традиционными стали «Праздник Осени», «Здравствуй, Новый год», «Масленица», различные тематические праздники, творческие мастерские для детей с ОВЗ и их родителей, социально-образовательная акция по развитию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Лети, лети, лепесток!».
Каждый праздник обязательно помещен в культурный контекст – будь то народная традиция или художественный сюжет, с которым детям предстоит познакомиться. Вторым обязательным компонентом праздника является построение на принципах деятельностной театральной педагогики, когда дети и их родители становятся активными участниками события. Не имеет значения, будут ли они помогать Дядюшке Тыкве, собирающему кирпичи для домика, или лесным зверятам, чья задача – найти краски, спрятанные Кикиморой. Главным остается одно: без активной помощи детей ничего не случится: дом не будет построен, лес останется бесцветным.
Кроме сюжетной линии, являющейся основой праздника, важную роль играют творческие мастерские, по которым путешествуют дети, помогая главному герою. Обычно их несколько; они отличаются друг от друга и предлагают детям разные виды деятельности. Например, полоса препятствий, преодолеть которую необходимо всем вместе, держась за руки. Только тогда дети получают заветный кирпичик у хозяйки мастерской Лесовухи или заветные шарики у Бабыяги для создания новогодних украшений для елочки. Если ребенок в силу своих ограничений жизнедеятельности не может самостоятельно преодолеть препятствия, на помощь ему приходит родитель, брат, сестра или сопровождающий работу мастерской специалист Центра. Виды помощи различны: от эмоционального подбадривания, жеста до физической помощи, если она необходима. Обязательное условие одно – участие каждого в силу своих возможностей.
Формы участия в празднике детей с ОВЗ в зависимости от их специфических особенностей ограничений жизнедеятельности также различны. Например, в процессе создания совместной картины сказочного леса из соленого теста в рамках работы творческой мастерской дети с ОВЗ могут как самостоятельно выполнять весь процесс создания своего сказочного дерева (лепка на бумаге ствола дерева с дальнейшим рисованием листвы путем выдавливания соленого теста из пресса для чеснока), так и работать с тестом с уже заранее подготовленным педагогом шаблоном дерева. Если и это пока недоступно ребенку, всегда можно найти посильную задачу, которая будет работать на развитие ребенка, его социальную адаптацию и взаимодействие. Например, раскрасить небо нашего сказочного леса, приклеить уже заранее подготовленное облако, солнышко, звезду. Такие заготовки всегда имеются в арсенале у ведущих мастерских.
Хорошо, когда у ребенка есть выбор – самостоятельно выполнить доступный кусочек работы или взяться за более трудную и интересную задачу вместе с помощниками, которых рядом оказывается много. В первом случае мы развиваем самостоятельность ребенка, разделяем с ребенком радость успешно выполненной задачи. Во втором – включаем в тесное социальное взаимодействие, выстраиваем контакт, создаем игровую ситуацию: «Интересно, а что мы можем сделать вместе?».
Ход праздника Знакомство и деление на подгруппы
Праздник начинается со встречи гостей в холле Центра. Герои истории или хранители мастерских-этапов встречают детей, знакомятся с ними, загадывают им загадки, играют в подвижные игры или игры на развитие памяти и внимания, развития контроля над собственными телом. Одновременно дети делятся на подгруппы, в которых затем будут путешествовать по станциям или мастерским.
Для этого используем разные способы, например:
Используя такой игровой прием, мы решаем параллельно еще и дидактические задачи: например, диагностируем, кем из детей усвоена или не усвоена тема «Цвета», повторяем и еще раз закрепляем на практике знание цветов, умение их назвать. Этот этап решает сразу несколько важных задач: знакомство, введение в контекст игровой ситуации, создание благоприятной психологической атмосферы и создание общего позитивного эмоционального настроя.
Затем все приглашаются в зал, где происходит знакомство с главными героями, закручивается сюжет и где дети становятся главными участниками событий. Конечно, педагоги и специалисты Центра находятся рядом и всегда готовы прийти на помощь. Поскольку они играют разные роли, выполняют разные функции, это мотивирует детей, их родителей и ближайших родственников тоже взять на себя выполнение какой-нибудь роли.
Это очень важный, переломный момент – момент передачи инициативы и ответственности ребенку, семье. Неважно, сколько лет ребенку, важно, что в условиях игровой ситуации, сюжета мы меняемся ролями, предлагая ребенку стать ведущим. Смена социальной роли расширяет ролевой репертуар ребенка, его социальные связи, тем более что рядом семья и друзья, которые помогут, если это будет необходимо.
Путешествие по мастерским
Далее следует путешествие по мастерским в целях добычи спасительных вещей или предметов или поиска отгадки. Дети с удовольствием включаются в сюжет, готовы помочь и спасти.
Педагогическая задача на этом этапе – хорошо продумать набор и последовательность станций и маршрутов. Безусловно, должна быть смена деятельности: полоса препятствий, загадки, музыкальная станция. Обязательно нужно дать детям подвигаться, иначе нарушается природа ребенка. В тяжелых случаях, когда движения ребенка затруднены, мама, папа или педагоги оказывают помощь, выполняя вместе с ребенком движения или задания.
Важным элементом являются творческие задания, когда дети из заранее подготовленных педагогом фрагментов изготавливают поделки – шляпы, елочные украшения – или все вместе создают картины или коллажи. Формы работы могут быть любыми. При испытываемых трудностях в выполнении заданий на помощь приходят родители и близкие. При затруднении в выполнении отдельных операций, например вырезании, ребенок всегда может выполнять доступную ему операцию, например приклеить, разукрасить что-либо.
Работа в каждой мастерской происходит в ограниченное и в строго отведенное для этого время. Это тоже очень важный момент, который, с одной стороны, учит детей работать со временем и организовывать себя, а с другой стороны, мобилизует силы ребенка, его способности, ведь нужно уложиться в отведенное время. Педагоги-герои, сопровождающие группы, используют для маркировки времени и его визуализации часы, колокольчик.
Совместное действие
После того как все испытания преодолены, все вновь собираются в зале, где встречаются с главным героем и помогают ему. Будем ли мы все вместе передавать кирпичи и строить дом или раскрашивать листочки на бесцветных деревнях в лесу – не главное. Важно, чтобы в конце было совершено совместное действие, помогающее ощутить единение здесь и сейчас, свою принадлежность к спасателям или просто доб рым людям.
Обязательным завершением праздника является совместное угощение, которое обычно готовится заранее. Его в благодарность раздает детям главный герой. Это могут быть фрукты на «Празднике Осени» или сладкие новогодние подарки, или блины на Масленицу. Совместная еда также является ключевым моментом совместного социального проживания события. Обычно это очень радостный момент: все заслужили угощение, все довольны. Родители могут свободно пообщаться друг с другом, дети – еще раз посмотреть и потрогать живых героев, выразить свои эмоции и чувства. На этой высокой эмоционально позитивной ноте и стоит закончить праздник, уже пригласив присутствующих на следующий.
Социальная копилка
Со временем социальная копилка ролей детей с ОВЗ пополняется. В нее добавляются новые роли: был только сын – стал помощник, была просто девочка – приобрела опыт ведущей, советчицы. На наш взгляд, необходимо дать возможность ребенку и его семье прожить сильную позицию, когда ребенок, возможно, с помощью семьи, находится и предъявляет себя миру и самому себе: «Я могу что-то дать, сделать для этого мира, в этом мире». Это важный момент: мы выстраиваем такую позицию сначала искусственно, через предлагаемые обстоятельства и игровую ситуацию, но затем в дальнейшем необходимо развивать и продолжать эту линию, включая ребенка и его семью в другие социально значимые действия и события. Это и волонтерская помощь в рамках социально-образовательных акций, и посильное участие в Днях открытых дверей, и помощь в проведении праздников для малышей.
Конечно, ребенок с ОВЗ вызывает у неподготовленного учителя множество вопросов, страхов, опасений. Совместное обучение требует продуманности и распределения сил, функций, создания необходимых условий, среды. Но самое главное, с чего начинается любое совместное обучение, – это создание нового сообщества, нового общежития, новых правил и ценностей совместной жизнедеятельности, новых отношений, нового мира, в котором есть место каждому взрослому и каждому ребенку, нового пространства обучения. В сфере дополнительного образования уже накопилось много находок и предложений по созданию такого рода сообществ.
Елена Тян,
руководитель социально-педагогического отдела
ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»,
г. Москва
© 2018, Боброва Анна Дмитриевна 671