СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект «Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация проекта:

Проект методической работы «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» по организации новой образовательной практики, направлен на совершенствование учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности педагогов МДОУ №8 «Теремок».

Проект рассчитан на период с октября 2010 уч.года по апрель 2011 уч.года.

«Все компьютеры в мире не смогут

заменить любознательных студентов,

компетентных педагогов, неравнодушных

партнеров и общество, осознающее ценность

образования на протяжении жизни.»

Билл Гейтс

Введение

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Условия и результаты внедрения ИКТ:

1.Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера дома у педагога.

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может подготовиться сам и подготовить материалы к занятию с помощью компьютера.

2.Наличие методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать и систематизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность педагога (ведение педагогической копилки, портфолио педагога).

3.Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

4.Наличие консультанта в учреждении по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

5.Формирование информационно-образовательной среды в ДОУ на основе применения ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Повышение ИКТ - компетентности педагогов

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Актуальность использования информационных технологий

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становится сейчас необходимым каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

Проблема обогащения (амплификации) психического развития ребенка, его личности в целом была поставлена А.В. Запорожцем как главнейшая в числе проблем воспитания. Детство, писал он, является самоценным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок овладевает общественным опытом – человеческими родовыми способами осуществления своей деятельности – важной основой полноценного развития личности.

Всем известно, как мечтает каждый ребенок хотя бы прикоснуться к компьютеру. Не является тайной и тот факт, что научить малыша самым элементарным навыкам письма, при этом, не утомив его и не отбив желание учиться дальше, - это целое искусство.

Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в детском учреждении.

Идея воспитания поколения, имеющего с ранних лет сформированную психологическую (личностно-мотивационную, интеллектуальную, операционную) готовность к использованию персональных компьютеров, компьютерных программ различного содержания и уровня, является перспективной для развития образовательной, промышленной, гуманитарной, научной, экологической сфер общества, всей его культуры. В современном мире каждый должен овладеть компьютерной грамотностью.

Процесс овладения компьютерной грамотностью требует ответственного учета человеческого фактора. Особенно остро это требование звучит по отношению к детям на дошкольной ступени образования. Только предпринимать что-то новое в отношении детей дошкольного возраста всегда следует с разумной осторожностью.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Анализ использования педагогами компьютерных технологий в ВОП, уровень сформированности навыка работы на компьютере определил проблему методической работы педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

  • потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;
  • желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;
  • неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;
  • возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;
  • потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  • существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования учителей, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Цели и задачи проекта

Цель проекта (инновационной деятельности с педагогическими кадрами) –

повышение качества образования воспитанников через повышение уровня информационной компетентности педагогов ДОУ. Развитие ИКТ-компетентности воспитателя ДОУ

Задачами проекта стали:

  • получение первоначальных знаний о технических возможностях компьютера;
  • овладение педагогами ДОУ навыка работы на компьютере;
  • получение знаний о санитарных нормах и правилах использования компьютеров в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
  • формирование знаний методики и умения приобщения дошкольников к новым информационным технологиям;
  • систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;
  • разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
  • активизация инновационного и творческого потенциала педагогов;
  • распространение передового педагогического опыта

Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.

В связи с этим были изучены образовательные потребности педагогов ДОУ с помощью:

- диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3);

- индивидуального собеседования;

- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;

- систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.

Планируемый результат

  • осознание дидактических возможностей современных ИКТ
  • представление об использовании программ Word, Power Point и ресурсов сети Интернет в профессиональной деятельности
  • умение создавать документы с использованием названных программ
  • представление о способах дальнейшего саморазвития в области ИКТ-компетентности.
22.11.2016 22:47


Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи