СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация проекта:
Проект методической работы «Повышение ИКТ - компетентности педагогов» по организации новой образовательной практики, направлен на совершенствование учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности педагогов МДОУ №8 «Теремок».
Проект рассчитан на период с октября 2010 уч.года по апрель 2011 уч.года.
«Все компьютеры в мире не смогут
заменить любознательных студентов,
компетентных педагогов, неравнодушных
партнеров и общество, осознающее ценность
образования на протяжении жизни.»
Билл Гейтс
Введение
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Условия и результаты внедрения ИКТ:
1.Повышение ИКТ-компетентности педагога
Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.
Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера дома у педагога.
Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может подготовиться сам и подготовить материалы к занятию с помощью компьютера.
2.Наличие методик их использования
Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать и систематизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность педагога (ведение педагогической копилки, портфолио педагога).
3.Возможность распространения опыта. Педагогические инновации
Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.
4.Наличие консультанта в учреждении по ИКТ
В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.
5.Формирование информационно-образовательной среды в ДОУ на основе применения ИКТ
Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.
Повышение ИКТ - компетентности педагогов
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Актуальность использования информационных технологий
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становится сейчас необходимым каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Проблема обогащения (амплификации) психического развития ребенка, его личности в целом была поставлена А.В. Запорожцем как главнейшая в числе проблем воспитания. Детство, писал он, является самоценным периодом в жизни ребенка. Именно в этот период ребенок овладевает общественным опытом – человеческими родовыми способами осуществления своей деятельности – важной основой полноценного развития личности.
Всем известно, как мечтает каждый ребенок хотя бы прикоснуться к компьютеру. Не является тайной и тот факт, что научить малыша самым элементарным навыкам письма, при этом, не утомив его и не отбив желание учиться дальше, - это целое искусство.
Введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Компьютер перспективен для повышения общего уровня воспитательно-образовательной работы с детьми в детском учреждении.
Идея воспитания поколения, имеющего с ранних лет сформированную психологическую (личностно-мотивационную, интеллектуальную, операционную) готовность к использованию персональных компьютеров, компьютерных программ различного содержания и уровня, является перспективной для развития образовательной, промышленной, гуманитарной, научной, экологической сфер общества, всей его культуры. В современном мире каждый должен овладеть компьютерной грамотностью.
Процесс овладения компьютерной грамотностью требует ответственного учета человеческого фактора. Особенно остро это требование звучит по отношению к детям на дошкольной ступени образования. Только предпринимать что-то новое в отношении детей дошкольного возраста всегда следует с разумной осторожностью.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Анализ использования педагогами компьютерных технологий в ВОП, уровень сформированности навыка работы на компьютере определил проблему методической работы – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности (далее – ИКТ-компетентность).
Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:
Цели и задачи проекта
Цель проекта (инновационной деятельности с педагогическими кадрами) –
повышение качества образования воспитанников через повышение уровня информационной компетентности педагогов ДОУ. Развитие ИКТ-компетентности воспитателя ДОУ
Задачами проекта стали:
Решение проблем формирования профессиональной компетенции педагога в условиях информатизации современного образования требует изменения содержания существующей подготовки педагогических кадров и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных и информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Однако профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
В связи с этим были изучены образовательные потребности педагогов ДОУ с помощью:
- диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы (приложение 1–3);
- индивидуального собеседования;
- изучения адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы по актуальным проблемам образования и управления;
- систематизации и анализа выявленных проблем – запросов педагогов.
Планируемый результат
© 2016, Маслова Елена Владимировна 1805