СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок для создания социального проекта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще Вернадский отмечал, что современное узкое деление ученых по отдельным специальностям мешает развитию науки. Рискну утверждать, что строгое разграничение учебных предметов в школе тормозит познание мира юным поколением, а, часто, извращает его. Многие темы, что рассматриваются в школьном курсе физики, выходят за её пределы и не могут быть усвоены только средствами этого учебного предмета. Раздел биологии –«Человек» - необходим для преподавания физической культуры. Понятиями из истории, обществознания оперируют и другие науки. А экология сама по себе является симбиозом всех видов знаний человека. Да, в планировании учителя вставляют многозначительные слова – «межпредметные связи», но скажите честно, кто эти связи хотя бы обозначает на уроке. Дай бог бы своё успеть. Мы нашли реальный выход из этого положения - интегрированные уроки. Конечно, не мы их придумали, мы лишь сделали их систематическими, осмысленными. Кроме того, кажется, до нас не было попыток объединить три и более учебных предмета на одном уроке. Оказалось, что это таит в себе массу новых возможностей.

Задумка первого урока пришла из биомеханики. Как теоретические источники мы взяли тему «Рычаги» из физики,тему «Опорно-двигательный аппарат» из биологии и тему «Простые механизмы» из технологии. Связав всё это в единое целое через физическую культуру, провели практические опыты в спортивном зале и вывели учащихся на применение полученных на уроке знаний в повседневной деятельности. Ведущим предметом в этом квартете была физическая культура. Урок имел большой резонанс и доказал свою жизненность. Он просто не мог окончиться ничем.

Второй наш урок объединял биологию с экологией, физикой и физической культурой. Тема, которую мы подняли – «Экология зрения», тоже, если задуматься, очень широка. Её основа в разделе «Оптика» учебника физики. Биологическое воплощение этого вопроса в теме «Орган зрения». Экология касается этого вопроса в разделе «Влияние загрязнения окружающей среды на человека». Физическая культура предлагает реальные способы улучшения зрения в условиях плохой экологии. Урок получился, может быть не столь зрелищным как первый, но максимально полно освещал данный вопрос. По крайней мере, ни один отдельный урок не дал бы столь полного эффекта. В шутку, между собой мы стали называть наши совместные уроки три-де-уроками. Не в смысле того что ведут урок три учителя, а по причине объемности получаемого учениками знания, широты угла расположения точек зрения на изучаемую тему. Мы же, благодаря этому уроку, пришли к пониманию универсальности экологии как консолидирующего начала в процессе обучения.

По логике событий мы просто обязаны были создать третий урок этого цикла, где ведущим предметом стала бы физика. Счастливой мыслью выделяющей этот урок стала идея создания проекта на уроке. Тема урока – «Альтернативная энергия – путь к возрождению планеты». По-прежнему объединяем несколько предметов: экология, физика, информатика и технология. Я вот сейчас подумал; а может быть наша находка столь удачного сочетания предметов стала возможна, по крайней мере на 50%, благодаря условиям сельской школы, где каждый из нас ведет несколько предметов и поневоле приходит к пониманию общности, слитности целей образования. Наверно это так и есть. Вернемся к третьему уроку. Он имеет такую структуру:

1.

2.

3.

Целью урока для нас было

Целью урока для учащихся

Продукты проекта

Мы провели этот урок в 11 классе. Несмотря на некоторые организационные просчеты, он получился интересным, насыщенным и результативным. Все учащиеся проявили себя на уроке, все были оценены. Тема вызвала столь живой интерес, что при обсуждении проектов, даже наблюдатели, не утерпев, включились в дискуссию. Это объясняет малое количество фотоматериалов с урока. Они отвлеклись и забыли про съемку. При том, что информацию об альтернативных источниках энергии, причем очень подробную, дети добывали сами из интернета. Информация, которую предоставили мы, лишь подводила к осознанию проблемы энергетического тупика в мире. Проблема была озвучена нами, но решение проблемы предложили дети. Конечно, мы сделали всё, чтобы ответ был верным. Проекты, созданные ребятами, несут ярко выраженную социальную нагрузку. Решаемая ими проблема является одной из наиважнейших в современном обществе.

Итог:

Компетенции – это…

Социальные компетенции – это…

Социальный проект - это

Надпредметный и межпредметный проект легко вытекает из интегрированного урока. Социальная окраска проекта не надумана нами – она действительно следует из проблемы. Сам урок только выиграл от обращения детей к проектной деятельности. Ведь именно проектная деятельность является наиважнейшим средством создания социальных компетенций у учащихся.

Категория: Всем учителям
23.10.2023 07:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!