СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированные уроки как эффективный способ достижения метапредметных результатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель введения ФГОС заключается в создании условий позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Сегодня важно не столько дать ученику как можно больший объем знаний, сколько подготовить его к жизни, обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить таким важным умениям, как умение учиться в течение всей жизни. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов можно выделить интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. В условиях быстрого роста объёма информации возможность её восприятия и осмысления резко уменьшается. Выход видится в усвоении структурированных знаний, представляющих собой определённое единство, систему. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов, разработкой интегрированных уроков, курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин, поэтому идеи интеграции все настойчивее проникают в школьную практику. Интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов [1]. В современной педагогической науке интеграция определяется как необходимое условие процесса обучения. Вместе с тем, интеграция – объективное требование развития самих наук, характеризующееся их дальнейшей дифференциацией. В науке все труднее становится химику без математики, математику без физики, химии, общественных наук. Эта особенность современной науки – синтез знаний о мире – требует такого обучения, чтобы показывалась учащимся и усваивалась ими идея взаимосвязи и взаимообусловленности явлений реальной действительности, которые находят свое отражение в учебных предметах. Межпредметные связи предусматривают: во-первых, взаимную согласованность программ и учебников; во-вторых, согласованную систему работы преподавателей различных дисциплин и всестороннее рассмотрение на уроках предметов и явлений; в-третьих, мыслительную деятельность учащихся по воспроизведению ранее усвоенных знаний смежных предметов и увязыванию их с новым материалом. Учитель математики показывает роль в научно-техническом прогрессе теоретической и прикладной математики, он подчеркивает, что новые разделы математики введены в школьную программу в целях лучшей подготовки школьников к трудовой деятельности в современном обществе. 1. Интегрированные уроки и их особенности проведения Новый стандарт образования устанавливает требования к следующим результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования: • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; • метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира; • предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Универсальные Учебные Действия - это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».[1] Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные действия. Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Одним из способов реализации ФГОС мы видим интегрированный урок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Проведение интегрированных уроков требует большой подготовки, но нужно отметить, что эффективность таких уроков довольна высока. Взаимосвязь двух учебных дисциплин в рамках 45 минут должна выглядеть гармонично и быть понятной ученику. В чём же преимущества интегрированного урока и как он выглядит сегодня? Можно выделить основные критерии эффективной реализации интегрированного урока: • активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение; • вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность; • развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение; • формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы; • формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий. [2, с.39]. Для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать интегрированные уроки на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения. Функции интегрированных уроков: • методологическая функция – формирование у учащихся современных представлений изучаемых дисциплин. • образовательная функция – формирование системности, связанности отдельных частей как системы, глубины, гибкости осознанность познания. • развивающая функция – формирование познавательной активности, преодоление инертности мышления, расширения кругозора. • воспитывающая функция – отражает политехническую направленность. • конструктивная функция – совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения. Интеграция в образовании способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у учащихся понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом, кроме того: • способствует развитию мышления учащихся; • дает возможность широкого применения методов научного познания; • формирует комплексный подход к учебным предметам и спец.дисциплинам; • отражает объективные связи в окружающем мире; • формирует общие теоретические и профессиональные понятия; • повышает качество знаний учащихся; • повышает и развивает интерес учащихся не только к предметам общегуманитарного и естественнонаучного циклов, но к выбранной профессии; • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей, помогает более глубокому осознанию и усвоению теоретического материала; • приобщает учащихся к научно-исследовательской деятельности. В свою очередь чтобы провести интегрированный урок учителю необходимо учесть следующие условия: Так же невозможно реализовать интегрированный урок, не зная его типов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий и даже предоставляет возможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременно присутствует два учителя). Интегрированный урок Типы Формы урок обучения умениям и навыкам урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция и т.д. урок обучения умениям и навыкам урок - деловая или ролевая игра; урок-практикум; урок-диалог; путешествие; комбинированный урок; экспедиция и т.д. урок применения знаний на практике ролевые и деловые игры; уроки защиты проектов; практикумы; путешествие; экспедиция и т.д урок повторения, систе-матизации и обобщения знаний, закрепления уме-ний предоставляет самые большие возможности интеграции и реализации метапредметных связей игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина); театрализованный урок; заключительная экскурсия; обзорная конференция; заключительная конференция; урок-совершенствование; урок-беседа; обзорная лекция; диспут; повторительно-обобщающий урок; урок-консультация; урок-анализ контрольных работ урок контроля и проверки знаний и умений викторина; конкурсы; защита творческих работ, проектов; смотр знаний; творческий отчет; собеседование; урок-зачет; контрольная работа Задачи интегрированных уроков • информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями); • коммуникативная (способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе); • учебно-познавательная (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка). Особенности проведения интегрированного урока Нестандартность урока требует большой подготовительной работы. Согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией. Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегруза. Чаще всего интегрированные уроки проводятся парой учителей. Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний. Начинается подготовка с составления подробного плана урока. Каждый этап урока расписывается и указывается время, затраченное на этот этап. Учителя заранее продумывают ход урока и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом. Обычно на интегрированных уроках немало учебного оборудования: от карточек до мультимедийного полотна. Учителя работают в паре, и даже если в определённый момент ведущую роль играет один педагог, второй не должен сидеть в тени. Он либо готовится к следующему этапу, либо наблюдает за работой детей, помогает им. Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым. Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров, уроков - конференций. Это распространённая практика. Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: - предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; - логической взаимообусловленностью, взаимообязанностью материала интегри-руемых предметов на каждом этапе урока; - большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке. При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия: 1. В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации. 2. Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке. 3. При проведении интегрированного урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная координация действий. 4. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов, но интегрированным уроком может быть любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Категория: Математика
10.03.2015 09:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!