СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное обучение

Понятие интерактивного обучения появилось относительно недавно — в 1990-е годы. И это до сих пор далеко не самая разработанная область педагогики. Так, теоретики пока не пришли к единому мнению, нужно ли выделять интерактивные методы обучения в отдельную категорию. К тому же нередка ситуация, когда интерактивным считают только обучение с помощью интерактивных цифровых технологий.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Особенность интерактивных методов – это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Суть ее заключается в трансляции преподавателем информации и в ее последующем воспроизведении обучающимся. Обучающийся находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего. Иногда односторонность может нарушаться (например, когда обучающийся что-либо уточняет или задает вопрос), и тогда возникает двусторонняя коммуникация.

Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не

только на лекционных занятиях, но и на семинарских. Отличие только в том, что не преподаватель, а обучающийся транслирует некоторую информацию. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Такая форма коммуникации не отвечает принципам компетентностного подхода.

Принципиально другой является форма многосторонней коммуникации в образовательном процессе. Сущность данной модели коммуникации предполагает не просто допуск высказываний обучающихся, что само по себе является важным, а привнесение в образовательный процесс их знаний.

Преподавание, открытое в коммуникативном плане, характеризуют следующие утверждения:

1. Обучающиеся лучше овладевают определенными умениями, если им

позволяют приблизиться к предмету через их собственный опыт.

2. Обучающиеся лучше учатся, если преподаватель активно поддерживает их способ усвоения знаний.

3. Обучающиеся лучше воспринимают материал, если преподаватель, с

одной стороны, структурирует предмет для более легкого усвоения, с другой

стороны, принимает и включает в обсуждение мнения обучающихся, которые не совпадают с его собственной точкой зрения.

Интерактивное обучение в цифровой среде может применяться в двух формах.

Первая — перенос в онлайн взаимодействия между людьми. Например, та же групповая дискуссия может проходить на платформе для видеоконференций. Провести мозговой штурм можно с помощью виртуальной доски, обычного или пространственного чата, а дистанционную работу над проектом организовать, используя трекер задач.

Второй вид взаимодействия происходит между учащимся и интерактивным инструментом — средством обучения, которое реагирует на действия пользователя и даёт обратную связь. Правда, характеристика «интерактивный» в этом контексте стала настолько размытой, что может обозначать и презентацию, в которой ученик кликом переключает слайды, и VR-симуляцию.

В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный.

Пассивный метод предполагает одно действующее лицо — учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. Часто такую форму практикуют на лекциях в университете.

При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Есть и третий вариант — интерактивный

Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.

Принципы

Интерактивное обучение подразумевает:

- активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;

- равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;

- эксперименты, творческий подход.

Средства

Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.

Среди них часто выделяют:

- интерактивные доски;

- интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;

- компьютеры и оргтехнику.

Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.

Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.

Кейсы — решение конкретной ситуации.

Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.

Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.

Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

«Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

«Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.

Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

Деловые игры — обыгрывание ситуаций.

«Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.

Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.

Пары и малые группы — работа вдвоём и более.

«Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Преимущества и недостатки

Преимущества для ребёнка:

самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;

развитые навыки общения для обмена опытом;

критическое мышление;

творческие навыки;

психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;

лёгкое усвоение материала;

расширенные познавательные возможности.

Сложности для педагога:

сохранение баланса между игрой и обучением;

адаптация метода под особенности характера и поведения детей;

высокий уровень организаторских способностей;

временнЫе затраты на обучение новому методу;

борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;

одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;

энергозатратность.

Недостатки метода:

малое количество методических разработок,

недостаточная квалификация педагогов,

высокие финансовые затраты на оборудование.

Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе преподавателями обозначены как

- незнание содержания метода;

- неумение применять его на практике;

- непонимание места метода в структуре занятия;

- неверие в эффективность применения методов в процессе обучения

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение. обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений,); разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги.

Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

Категория: Всем учителям
13.04.2024 16:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП